ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА


НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ

Из привычки рождается навык, а из навыка рождается природа [человека]. И сдвинуть с места природу [человека] и изменить её — трудное дело.

Нил Постник
(христианский святой IV–V вв.)

В восьмом выпуске журнала «Общее Дело» была опубликована статья о пагубном воздействии телевизора, компьютера и другой техники, снабжённой экраном, на мозг человека, особенно на мозг детей. Статья была подготовлена на основании лекций и книг румынского биофизика Виржилиу Георге, которые, к сожалению, пока доступны только на молдавском языке. Её главная мысль заключается в том, что экранная техника вредна не только потому, что приводит к ухудшению зрения, снижению физической активности и служит каналом для всякого информационного мусора, но ещё и потому, что создаёт устойчивую зависимость, а у детей, вдобавок, приводит к неправильному развитию мозга и нейронных связей, в результате чего дети вырастают неполноценными: лишёнными мотивации, раздражительными, инфантильными, и очень часто впадают в другую, ещё более сильную зависимость (азартные игры, алкоголь, наркотики).


В отличие от большинства популярных авторов, высказывающихся на эту тему, В. Георге не ограничивается субъективными заявлениями, а раскрывает физиологический механизм воздействия экранов на нас, подкрепляя свою точку зрения аргументами из обширного списка научной литературы. Он объясняет, что любая зависимость возникает в результате действия гормона дофамина, который является нейромедиатором(1), вырабатывается мозговым веществом надпочечников и вызывает у нас чувство удовлетворения. Дофамин стимулирует так называемые центры удовольствия в головном мозге, вознаграждая тело за любой опыт, который субъективно представляется приятным, особенно это касается деятельности, связанной с удовлетворением основных инстинктов.


Телевизор и экранная техника также приводит к выработке дофамина, причём мужчины и женщины получают удовольствие от разного рода видеоматериалов. Так, мужчины получают удовольствие от всего, что связано, одной стороны, с угрозой, риском, поскольку по природе должны быть защитниками и реагировать на опасность. Это быстрые игры, бои, борьба, спецэффекты и т.д. У женщин потребность в общении делает их зависимыми от всякого рода сериалов, новостей, эмоциональных взаимоотношений, и они почти не реагируют на то, от чего мужчины становятся зависимыми.

 


И вот здесь мы подходим к раскрытию механизма образования зависимости, о котором так много говорит и пишет В. Георге. Дело в том, что при мощном стимулировании центров удовольствия в головном мозге или при многократном повторении вызывающего удовольствие опыта, увеличивается порог получения удовольствия, поскольку чувствительность рецепторов притупляется. Это естественный механизм защиты организма, иначе, как говорит В. Георге, мы сошли бы с ума. С увеличением порога удовольствия более резко проявляют себя симптомы воздержания от удовольствия: депрессия, раздражительность, нервозность, апатия, отсутствие мотивации(2), и если человек не пытается снять их другим, полезным видом деятельности, а принимает больший объём «источника удовольствия», тогда возникает уже даже не порочный круг, а порочная спираль, приводящая, в зависимости от типа «наркотика», к вырождению человека, к различным болезням или даже смерти. В лекции «Новый человек между метанойей(3) и новым порядком», с которой мы хотели бы познакомить читателей этого выпуска журнала(4), В. Георге показывает, как современная культура и использование правящими структурами  различного рода технологий вызывают у человека острую или хроническую (незаметную) форму зависимости и какое будущее ожидает человека, если он в должной мере не осознaет угрожающую ему опасность.


В самом начале лекции В. Георге вводит понятия «ветхого» и «нового» человека, которые используются в православной традиции в следующем смысле. Ветхий человек есть человек плотский, то есть руководствующийся в своём поведении желаниями тела, инстинктами, так что плотскими становятся также его психика и душа. Ветхому человеку противопоставляется новый человек, человек духа, который при помощи собственной духовной работы и благодати Бога оказался способен выйти из подчинения плоти (тела и плотской психики и души) и проявить свою внутреннюю бессмертную природу — дух. Такой новый человек безупречен в своём поведении, поскольку он напрочь лишён эгоизма и низменных побуждений, он не нуждается в законах и наказаниях, поскольку сам руководствуется высшим законом, он не знает страха, в том числе самого сильного страха — страха смерти, он неуязвим. В. Георге говорит о том, что мы на протяжении всей нашей жизни находимся в движении к чему-то, и это что-то есть на самом деле кто-то — то есть Бог. Здесь, дабы проложить смысловой мостик для людей материалистического или пантеистического толка, мы могли бы пояснить это высказывание следующим образом. Не обязательно понимать Бога как некую внеположную человеку антропоморфную сущность, как он изображается на иконах, которые являются не портретом, а символом, наполняемым разным смыслом сообразно пониманию и уровню сознания человека. Под Богом можно понимать того внутреннего духовного человека, который находится в каждом из нас, но который у разных людей в различной степени блокирован, затемнён нашими чувствами, плотскими мыслями и плотской душой(5). У каждого человека в начале жизни есть определённый этап, с которого он начинает движение к своему внутреннему человеку, но кто-то находится в самом низу пути, кто-то посередине, а кто-то наверху. А бывает и так, что кто-то вроде бы в начале жизни находился высоко, но потом, не выдержав испытаний, упал. В. Георге говорит о том, что дети и люди, движущиеся к Богу, пусть даже старики, испытывают радость жизни, так как каждое мгновение открывает им нечто новое, и они стремятся к этому новому. Ветхий же человек — человек морально старый, ни к чему, кроме удовлетворения своих инстинктов не стремящийся, а поскольку со временем чувства притупляются и тело от этого изнашивается, такой человек лишается последней мотивации жить. Итак, ветхий человек — человек, который к определённому возрасту, наступающему у разных людей в разное время, из-за подверженности страстям душевно стареет, то есть утрачивает радость жизни, желание творить, которое есть у каждого молодого человека. У ветхого человека душевные силы оказываются связанными, блокированными, потому что он выбрал не духовное развитие, а удовольствие. В этом смысле, отмечает В. Георге, нужно понимать те места в христианской литературе, в которых говорится, что люди вместо Бога начали поклоняться идолам. Это не какие-то настоящие идолы-куклы, а идолы сознания, которые для человека важнее, чем его внутренняя высшая сущность. Эти идолы сознания сначала привлекают человека, человек пробует то, что они ему предлагают, получает удовольствие и желает повторить этот опыт, в результате чего возникает привычка, затем он приобретает поведенческую модель, которая формирует природу человека. И здесь В. Георге показывает, как христианские подвижники ещё 15 веков назад пришли к тому, о чём сейчас говорит современная нейропсихология. Он цитирует христианского святого 4–5 вв. Нила Постника. Мы приведём наш перевод с молдавского, поскольку доступный перевод на русский язык, по нашему мнению, не отражает в полной мере всю силу мысли святого(6). «Ибо привычка силой притягивает к себе человека и не даёт подняться врождённому навыку добродетели. Поскольку из привычки рождается навык, а из навыка рождается природа [человека]. И сдвинуть с места природу [человека] и изменить её — трудное дело. Даже если хоть немного попытаться её изменить, она тотчас же возвращается на своё место. А если она выведена из своих привычных границ, то сама она больше не возвращается обратно к своей целостности, если не приложить больших усилий для её возврата на изначальный путь, поскольку она всегда желает вернуться к тому возникшему из привычки поведению, которое было ею покинуто. Посмотри на душу, привязанную к привычкам, как она поклоняется идолам, привязываясь к вещам, лишённым сущности, и не хочет подняться и приблизиться к разуму, который желает направить её к высшему. Она [душа] говорит: «не могу подняться перед тобою, так как нахожусь в том состоянии, которое постоянно случается у женщин(7)». То есть душа, которая в течение многих лет находит усладу в мирских вещах, прилеплена к идолам, которые сами по себе лишены сущности, но принимают таковую через дела людские. Или разве не лишены сущности богатство, и слава, и другие мирские дела, которые не имеют в себе твёрдого и непоколебимого образа, но, выдавая себя за правду, благодаря легко творимому сходству каждый раз приобретают всё новые и новые образы? И мы наделяем их сущностью, когда умом человеческим воображаем их полезными — дела, которые не приносят никакой пользы.»


В. Георге утверждает, что современная нейропсихология в точности так же объясняет механизм образования зависимости. Человек попробовал нечто приятное, и в центры удовольствия в головной мозг поступила определённая доза гормона дофамина. Каждый раз, когда человек повторяет этот опыт, происходит то же самое, и при этом в головном мозге развиваются соответствующие нейронные сети, ускоряющие процесс передачи информации, так что со временем, по выражению биофизика,  возникает целая автомагистраль, по которой реакция на стимул передаётся мгновенно. Кроме того, поскольку рецепторы притупляются из-за многократного повторения опыта, необходимо повышать дозу приятного опыта, т.е. потребуется увеличение количества дофамина, а значит, после наслаждения будет возникать синдром воздержания: уныние, раздражительность, капризность и т.д. И чем мощнее раздражитель, тем сильнее симптомы синдрома воздержания. Вот так человек оказывается зависимым, служащим идолам. Такой человек очень быстро морально и физически стареет. Беда в том, что сегодня из-за воздействия современной культуры возраст старения стремительно снижается: приобретя разного рода зависимости ещё в детстве, к двадцати годам некоторые юноши и девушки морально становятся стариками. Зависимость начинается со страстей, которые нужно понимать как сильную привязанность к чему-либо, либо подверженность различным противоестественным состояниям.


Как прежде ребёнок или молодой человек оказывался подверженным страстям? В первую очередь через общение с родителями и в силу действия тех самых зеркальных нейронов, благодаря которым поведенческие модели взрослых отражаются в сознании ребёнка так, как будто он сам выполняет их, и при наступлении соответствующего возраста и ситуации они воспроизводятся им самим. Этот путь приобретения страстей действует и поныне. Так, если у родителей есть какая-либо психологическая проблема, например они подвержены гневу и не могут справляться с ним, ребёнок перенимает эту поведенческую модель и сначала становится раздражительным и плаксивым, а потом, когда пора слёз проходит, по-настоящему гневливым. Так передаются «по наследству» многие нехорошие привычки, и причины этого, как мы видим, носят психологический, а не физиологический характер. Однако в настоящее время дети оказываются подверженными разного рода зависимостям уже в раннем возрасте, с 2–3 лет, а одна зависимость порождает другую, потому что, как мы показали выше, при увеличении порога удовольствия возникает так называемый синдром воздержания, и на его устранение требуется ещё более мощное удовольствие.


Что же это за зависимости, которым подвержены современные дети в таком раннем возрасте? В первую очередь, это зависимость от экрана и от еды. Казалось бы: при чём здесь еда? Как может ребёнок быть зависим от еды? Однако многие современные продукты питания вызывают стойкую зависимость, потому что их производители добавляют различные усилители вкуса, чтобы продукт пользовался бо???льшим спросом, и тогда у потребителей притупляются рецепторы и повышается порог удовольствия, то есть им нужна всё более вкусная, возбуждающая еда. Так, многие дети, привыкшие есть шоколадные конфеты, пирожные и торты, вообще не хотят есть менее сладкие продукты, например, сухофрукты или сладкие овощи (тыква, свёкла). Многие технологи пищевой промышленности, производящие сыр, колбасы и другие подобные продукты, используют всё больше и больше специй и пищевых добавок, признаваясь, что чистый натуральный продукт просто не выдержит конкуренции: рынок отвергнет его как слишком пресный. А что происходит, когда мы съели возбуждающий наши рецепторы продукт, например, шоколад? Сначала появляется энергия, силы, мотивация, но надолго ли? Нет, скоро мы чувствуем себя ещё более усталыми и подавленными, чем были до употребления этого продукта. И в результате вместо домашних компотов мы пьём кока-колу и сладкую воду, вместо мёда едим сахар и шоколад, вместо домашней молочной продукции — магазинную химию(8). Виноват в этом всё тот же дофамин(9).


Другая зависимость, которая возникает с малых лет и о которой мы уже писали в начале статьи, — зависимость от экрана. Сейчас дети, ещё не умеющие говорить, глядят заворожёнными глазами на экран телевизора, компьютера или телефона, на котором быстро двигаются и что-то им говорят новые яркие, красочные и, как правило, с искажённой этикой герои. Сами дети при этом даже не шевелятся, они загипнотизированы, а ведь движение, как говорит В. Георге, является первым признаком жизни! Родители, ваш ребёнок не дви-га-ет-ся! Вас это не беспокоит? Нет, не беспокоит, он послушный. Он не послушный, а загипнотизированный, и между этими двумя состояниями есть большая разница. Да, есть категория «продвинутых» родителей, которые позволяют своим детям смотреть только хорошие мультфильмы, фильмы, образовательные программы и т.д., не ограничивая время просмотра, полагая, что ребёнок будет быстрее развиваться. В этом случае у детей наблюдается медленно прогрессирующий сценарий развития болезни, первыми симптомами которого является скука, депрессия, раздражительность, ухудшение памяти, несосредоточенность ребёнка в остальное время. Дофамин исправно работает: ребёнок вырастает человеком с хорошими моральными принципами, но слабовольным, без мотивации, скучающим и легко подверженным другим видам зависимости. К определённому времени это состояние оказывается для подростка невыносимым, и он, дабы избавиться от него, переключается на другую, ещё более сильную зависимость. Однако этот медленный сценарий развития болезни в чистом виде почти не встречается, поскольку рано или поздно дома без присмотра взрослых или в общественных местах, благодаря беспроводным сетям, младшие школьники натыкаются на всякого рода ненормальные с точки зрения этики материалы: безумный риск, издевательство, жестокость и т.д., и особенно часто — на порнографию. Последнее особенно вредно, поскольку взывает к основному инстинкту, и неважно, что физиологически дети ещё не воспринимают эти «послания»: в силу действия тех же зеркальных нейронов вся эта информация пропускается через психику, через «я», складируется и потом распаковывается, как компьютерная программа или, лучше сказать, вирус. Далее в статье мы более подробно расскажем о вреде порнографии для подростков и взрослых, а пока рассмотрим термин «послания», который является ещё одним важным термином в лекции В. Георге.


«Послание», «повествование» или «нарратив» представляет собой информационную цепочку действий неких персонажей или событий, которые с ними происходят, объединённую некой общей идеей и переданную нам через письмо, речь или образ. Основными элементами послания являются: ситуация, персонажи и их поведение. Нас окружает огромное количество посланий: сосед рассказал вам анекдот или новость, вы увидели рекламу по телевизору, прочли историю, посмотрели фотографии друга и т.д. Все эти послания что-то нам сообщают. В. Георге говорит, что человек — нарративная сущность, потому что формирование сознания человека происходит как раз через послания.

Послания в форме сказок


Человек, воспринимающий послания, невольно отождествляет себя с соответствующим ему героем, а если он ещё по возрасту или статусу не соответствует герою, то он просто запоминает послание, и в будущем при похожей ситуации в реальной жизни его поведение будет определяться поведением героя из послания. Это как маленькая компьютерная программа, софт, автоматически записывающаяся на жёсткий диск — наш мозг. На протяжении всей жизни человека послания собираются в памяти, и их неповторимая комбинация определяет наше мировоззрение, наши ценности и поведенческие модели. Поэтому, если кому-то понадобится изменить сущность человека, его ценности, необходимо просто изменить обращённые к нему послания. Именно поэтому так важны в воспитании детей сказки, хорошие добрые сказки. Если с малых лет ребёнок слушает такие сказки, он, даже многого не понимая, соотносит себя с положительным героем, и его подсознание записывает правильную поведенческую модель.


Что же за модель? В. Георге объясняет это просто. Чтобы получить благо, нужно пройти ряд испытаний, трудностей, инициаций, как сказал бы специалист по истории религиозных идей Мирча Элиаде, нужно бороться со злом, нужно делать добро другим, чтобы добро через мир вернулось к тебе, причём здесь речь идёт не о каком-то корыстном расчёте, который рано или поздно вскрывается, а о бескорыстном добре, исходящем из самого сердца человека, и свидетелем, обвинителем и судьёй здесь выступает совесть.


Какие же «сказки» окружают детей сегодня? В целом их характеристика такова: искажённые образы и понятия о добре и зле в младшем возрасте(10) и ложный герой в подростковом возрасте. У подростков появляются кумиры (идолы) из разных областей «культуры»: спорт, музыка, кино, — и у этих кумиров, особенно у певцов, как правило, есть какая-либо противоестественная зависимость или психологическая проблема(11). И вот этот «герой» через свой образ, включающий в себя и тексты песен и ролей, и личную жизнь, сообщает подросткам через СМИ многочисленные вредоносные послания. В. Георге говорит, что американский профессор социологии Джордж Кернер проанализировал около 3000 телевизионных программ и обнаружил, что во всех программах с разными вариациями повторяется один и тот же набор тем: деньги, власть, наслаждение. Это верно практически и для всей музыкальной и киноиндустрии. Эти темы суть векторы направления развития сознания людей, в точности как знаки дорожного движения для водителя: обязательное движение направо, налево, прямо. В. Георге обращает внимание на то, что в подростковой среде особенно сильно действует система оценки поведения того или иного героя и присвоение ему соответствующего бала, причём сегодня наивысший бал присваивается тем, кто раньше считался мерзавцем, а наименьший — наоборот, тем, кто был порядочным. Мы можем дать пример из жаргона подростков нашей страны: подростка, который не курит, не пьёт, помогает слабым и т.д. у нас называют «пионер», вкладывая в это название презрение и осуждение. То есть бывшему герою присвоен наименьший бал, он, в глазах судей, общества, неудачник и простофиля, а герой с наивысшим балом — это наглец, курильщик и выпивоха, балующийся наркотиками и смелый (бессовестный) в отношениях с девушками. В силу действия зеркальных нейронов и инициатической модели взросления(12) подросток хочет быть таким «героем» и, как правило, становится им, во всяком случае, проходит соответствующие испытания героя, которые современная культура предлагает ему: сигареты, алкоголь, наркотики, секс. Вот ответ на вопрос, почему подростки из благополучных семей начинают курить и пить и т.д. Они хотят повзрослеть, быть героями, как те, кто их окружает и с кем они себя соотносят.


Итак, мы видим, что наши дети обложены различными вредоносными посланиями и ловушками зависимостей, но и взрослые находятся в не менее опасном положении. В настоящее время практически у каждого взрослого человека есть какая-то слабость, брешь, как говорит В. Георге, которую он либо осознаёт, либо не осознаёт, но которая отнимает у него душевные силы и не позволяет ему реализовать свой духовный потенциал, выполнить свой долг перед миром, тo, для чего он родился. Для спецслужб это возможность заставить человека работать на себя. Автор лекции говорит, что был поражён, что секретные службы, в частности МОССАД(13), работают, используя духовные знания, только в отрицательном смысле этого словосочетания. Принцип их работы по вербовке или шантажу следующий. Тебе нравятся деньги? Дадим тебе деньги. Нравятся женщины? Дадим женщин. Однако большинству людей сегодня незачем что-то предлагать, они сами находят то, что делает их зависимыми в силу их наклонностей. Так, взять хотя бы внешне безобидный просмотр новостей, занятие, которому предаются от скуки многие офисные работники. Интересные новости не заканчиваются: одна рождает другую, ибо это работа тех, кто их создаёт, кто знает, как завладеть вниманием человека. Человек вроде бы расслабляется, отдыхает от работы(14), однако это кажущаяся расслабленность, поскольку его сознание и подсознание пропускает новости через себя и пытается их как-то сортировать, складировать, архивировать, а на это требуются психическая энергия. Результатом этого является рассеянное сознание, поскольку у человека есть ограниченные ресурсы памяти и способность обработать поступающую в мозг информацию.


Что же, вообще не смотреть новости? Нет, В. Георге говорит, что смотреть можно и нужно именно то, что вам действительно необходимо, а не всё подряд, и смотреть в меру. Следует учесть, что при просмотре новостей поступает много внешне незаметного информационного мусора — программ, которые вступают в противодействие с нашими этическими принципами, на что тратится ещё больше энергии. В. Георге говорит, что даже если вы не курите, но смотрите рекламу сигарет, ваше подсознание даёт положительную оценку герою рекламы, потому что он, как правило, успешен, а значит, заставляет вас курить. Вы не желаете курить, но подсознание работает по своим законам, которые очень хорошо известны создателям рекламы, а у вас из-за этого возникает внутренний стресс. Есть зависимость от футбола, просмотра различных боёв, телесериалов, фильмов, однако самым сильным видом зависимости у взрослых, зависимости, которую В. Георге называет болезнью XXI века, является порнографическая зависимость. Он говорит, что в США 25 миллионов зависимых от порнографии людей, в то время как количество зависимых от наркотиков не превышает 6 миллионов, и число первых неумолимо растёт.


Зависимость от порнографии возникает уже через две недели, и избавиться от неё чрезвычайно сложно, так как она связана с основным инстинктом человека, третьим по силе после инстинкта питания и самосохранения(15). В. Георге говорит, что в основном этой зависимости подвержены люди интеллектуальных профессий, а не крестьяне и рабочие, потому что их работа связана с большим умственным стрессом, а просмотр материалов эротического содержания быстро вводит их в состояние расслабленности. Хуже всего то, что «сексуальная революция»(16) узаконила беспорядочные половые связи и порнографию, и сейчас почти вся кинопродукция Запада, да и России, в большей или меньшей степени эксплуатирует этот ресурс, а официальная научно-медицинская позиция вдалбливает нам в головы, что это способствует улучшению отношений между мужем и женой. Так ли это?


В рамках данной статьи мы не в силах подробно рассмотреть все доводы, которые приводит В. Георге в своей фундаментальной книге «Порнография — болезнь XXI века»(17), а ограничимся основными из них, предоставив интересующемуся читателю самому проштудировать этот вопрос. Как и в случае с алкоголем, можно выделить три основных вида вреда порнографии: вред самому человеку (физиологический, психологический и духовный), вред семье и вред обществу в целом.


Итак, первый довод — появление стойкой зависимости уже через две недели просмотра, которая может быть ещё более сильной, чем наркотическая. Стойкая зависимость появляется, поскольку выработка дофамина в мозге увеличивается в 5–10 раз, а это огромная психическая энергия: мозг в буквальном смысле слова горит, после чего возникает ужасающая пустота. Ситуация осложнятся тем, что в качестве объекта зависимости выступает человек, а не наркотик, который можно удалить, т.е. психотерапия становится очень сложной, и на Западе она стоит огромных денег. Кроме физиологического вреда, порнография, в отличие от наркотиков, меняет ценности человека, его психику, приводя даже к преступлениям(18). Кроме того, парадокс порнозависимости заключается в том, что чем больше человек смотрит такие материалы, тем менее он получает удовлетворения, в результате чего разрушается личность человека.


Далее, вред семье. Подростки, страдающие порнозависимостью, физиологически(19) и психологически оказываются не способными создать семью. Семья подразумевает долгосрочные взаимоотношения, ответственность, жертвенность(20), что полностью противоречит посланиям порнофильмов. То, что дети уже в начальной школе, из-за свободного доступа к интернету знакомятся с тем, к чему они физиологически и гормонально абсолютно не готовы, является преступлением со стороны общества и правительства. У детей просто нет физиологических механизмов защиты, поскольку их неокортекс ещё не развился настолько, чтобы подчинять свои инстинкты и эмоции.


Кроме того, разрушается сам институт семьи, поскольку у мужчин меняется отношение к женщине. Женщина начинает восприниматься не как мать детей, друг и психологически и духовно близкий человек, а как объект наслаждения. Причём образы из порноиндустрии так проникли в массовую культуру, что стали нормой: яркая помада, макияж, короткая юбка, чёрные чулки и т.д. Всё это приводит к тому, что женщина сама начинает воспринимать себя только внешне, только своё тело, а значит, по мере биологического старения становится всё больше и больше депрессивной. Такая женщина всегда хочет нравиться, даже не быть любимой, а просто нравиться мужчинам и ради этого она готова на различные операции, которые очень часто оканчиваются плачевно. Но счастья от этого не прибавляется. Такой эгоцентризм не может не отражаться на детях (если они есть), поскольку на них не остаётся времени, а если их ещё нет, то желание их завести уменьшается обратно пропорционально вниманию к своей персоне. В тех семьях, в которых супруги приобрели порнографическую зависимость уже после женитьбы, наблюдается охлаждение взаимоотношений, поскольку супруг(а) не может физически конкурировать с теми, кто снимается в таких фильмах(21). И кроме того, сам просмотр таких фильмов психологически воспринимается как измена. Таким образом, разрушается семья как ячейка общества.


Что же происходит с обществом в целом? В несколько раз увеличивается количество преступлений на сексуальной почве в силу действия тех же зеркальных нейронов. Зависимый человек становится легко управляемым: чем больше он зависим, тем менее он социально активен, тем легче изменять социальные нормы и ценности тем, кто в этом заинтересован. Энергия народа, его пассионарность, резко снижается, и такие народы уступают своё место тем, у которых гораздо более строгие нормы для взаимоотношений между мужчиной и женщиной, например в странах с исламской религией. Все эти доводы достаточно понятны на интеллектуальном уровне, однако мы рекомендуем прочитать книгу В. Георге, в которой он приводит многочисленные признания пострадавших от этой зависимости людей: детей, подростков и взрослых, их разрушенную жизнь, семьи, безутешное горе, — и детально объясняет вызываемый ею физиологический, психологический и социальный вред(22).


Таким образом, мы видим, что современная культура посредством различной коммуникационной техники, продуктов питания и посланий способствует быстрому психофизиологическому старению человека, который уже в раннем возрасте становится ветхим: он подчинён желаниям своего тела, не хочет меняться, а иногда даже не понимает своей испорченности, полагая свои желания естественными. Те же, кто понимает свою зависимость, зачастую не способны избавиться от неё самостоятельно или благодаря обычной психотерапии, потому что вся психика человека оказывается пропитанной вредоносными программами-посланиями, которые поддерживают друг друга и которые так прочно укоренились в нашем сознании, переплетясь с вполне хорошими воспоминаниями, накопленными на протяжении многих лет, в том числе с дружбой, взаимопомощью, любовью. Как говорит В. Георге: «Totul in mine e gresit!», что в переводе с молдавского означает: «Всё во мне неправильно!». Что же делать?! Нужно полностью выбросить прошлое, полностью избавиться от своей истории. Но как же выбросить весь этот мусор из своей психики, как очиститься?! Ведь моё «я» во всём этом!!! Без этого меня не будет!!! Необходимо выйти за пределы психики, как для того, чтобы полностью очистить компьютер от вирусов, необходимо полностью переустановить программное обеспечение(23).


Что же остаётся, если мы выходим за пределы психики? Вот в этом кроется и слабость обычной психотерапии(24), и успех религиозной психотерапии. Обычная психотерапия строится на материалистической основе и не признаёт духа как главную составляющую в человеке, в отличие от православной психотерапии, которая активно воздействует на этот дух, чтобы благодаря ему тело и душа очистились и человек смог начать совершенно новую жизнь(25). При некоторых православных монастырях в России(26) и Греции существуют реабилитационные центры для наркозависимых. В процессе работы над данной статьёй по лекции В. Георге мы наткнулись на другую статью, описывающую принцип работы такого центра, и вот на что мы обратили особое внимание. Во-первых, монастырь находится вдали от цивилизации, и монахи ведут вполне самодостаточный образ жизни: у них есть огород, хозяйство, пасека. Прибывшие на реабилитацию активно включаются в работу, и это помогает им заглушить симптомы синдрома воздержания. Кроме этого, они участвуют в службах, то есть у них есть пример искренне верующих людей, которые доказывают свою веру делом. Ещё в центре есть библиотека и возможность совместно смотреть фильмы, чтобы потом их обсуждать. В центре работают опытные психологи, проводящие тестирование и помогающие определить, чтo именно человеку нужно для ускорения процесса реабилитации. После окончания курса реабилитации обязательным условием является поездка в другой город для адаптации к цивилизации. Человек снимает там квартиру и работает, поскольку если он сразу вернётся в свой родной город, существует очень большая вероятность того, что он вновь станет наркоманом. Очень интересная методика, и жаль, что у нас в Молдавии нет такой практики, а ведь и у нас предостаточно людей с разного рода зависимостями. Монастыри могли бы помогать им, чем приносили бы ощутимую пользу обществу, да и само отношение людей к церкви изменилось бы в лучшую сторону.


В православной психотерапии есть две важные составляющие, на которые обращает внимание В. Георге. Это исповедь и послушание. Собственно говоря, исповедь является ключом к метанойе, то есть очищению и преображению сознания, однако эта исповедь должна иметь волевую направленность, быть активной. Как мы уже отмечали выше, недостаточно просто покаяться в своих грехах, недостаточно просто по воскресеньям ходить в церковь, а необходимо отказаться от грехов и делать всё, чтобы вновь не повторять их(27). Причём взаимная активная исповедь имеет очищающе-ободряющий эффект, если, конечно, правильно её понимать. В. Георге с присущим ему юмором рассказывает историю, как к одному священнику на исповедь пришёл человек и сказал: «Святой отец, я грешный». «Я тоже», — ответил священник. «Я сребролюбец!» — воскликнул человек. «Я тоже!» — ещё громче воскликнул священник. Конечно, это не просто шутка, и не следует думать, что священник в данном случае ничем не отличается от мирского человека, пришедшего к нему, просто, будучи правдивым, он осознаёт, что он не до конца преодолел свою греховную природу, поэтому было бы неправдой умолчать об этом. Пришедший человек понял, что не только он борется с грехом и что священник не осуждает его, а подбадривает его на борьбу, и это позволяет ему быть и в дальнейшем искренним(28).


Теперь рассмотрим, что В. Георге говорит о послушании. Послушание в монастырях вообще означает выполнение различного рода бытовых обязанностей: выпечка хлеба, уход за животными, заготовка дров и т.д. Однако в духовном смысле слова это означает поручение себя, своей воли наставнику, который, будучи опытным психологом и духовидцем, понимая психологическую проблему послушника, даёт ему именно те бытовые и духовные задания, которые будут наиболее эффективны для её разрешения. В. Георге говорит, что, проходя послушание, человек отказывается от воли своей ветхой природы и поручает себя воле Высшего, которая проявляется через наставника — вся моральная ответственность за проступки послушника тем самым перекладывается на наставника. В. Георге приводит в пример службу в армии: всё, что совершает солдат по приказу командиров, необходимо, и хотя солдату может это не нравиться и он может не понимать конечной цели своих действий, но поскольку, вступив в армию, он доверил свою волю высшим по рангу, он должен выполнять их приказ, и с него снимается вся моральная ответственность за совершаемые им действия и перекладывается на тех, кто отдал этот приказ(29). Эта методика, по нашему мнению, может быть действенна только в том случае, если командир (наставник) действительно является достойным своего положения человеком. В рассказе Л. Андреева «Правила добра», который был опубликован в предыдущем выпуске журнала, очень хорошо показано, куда может привести послушание не понимающему всей ответственности своих советов и ограниченному человеку. В качестве послушника писатель изобразил честного и очень умного, но не обладающего этическим органом (совестью) чёрта, а в качестве наставника — ограниченного католического священника, который, не понимая, чтo такое добро (он умилялся при виде сжигаемого на костре еретика и запрещал чёрту убивать мух), пытался объяснить его с помощью различных предписаний, которыми богата Библия, следование которым приводило чёрта в различные неприятные ситуации, ибо иногда, как он понял в последствии, не нужно убивать, а иногда нужно, но вот когда и как поступать, ему мог подсказать лишь этический орган — совесть,  через который с нами общается наша высшая природа, Бог, а чёрт, или представитель зла, согласно одной мировоззренческой позиции (дуализм), либо вообще лишён этого органа и природы, либо, согласно другой (монотеизм), — они (совесть и высшая природа) сильно затемнены его природой зла. Единственным положительным, если это так можно назвать, опытом из этой всей истории являются совместные поиски этого самого добра, в результате которых и поп, и чёрт становились, насколько это было возможно для них, лучше, духовно росли.


Итак, мы рассмотрели вопрос, почему православная психотерапия даёт хорошие результаты для людей с разными зависимостями. Однако те люди, которые направляются в реабилитационные центры или лечатся у обычных психологов, больны острой формой заболевания. У огромной массы людей наблюдается хроническая форма, которая обостряется лишь в периоды кризиса. Общество неуклонно видоизменяется и движется к своему вырождению, и у нас, по мнению В. Георге, есть два диаметрально различных сценария изменения сущности человека, есть два новых человека новой эпохи. Первый новый человек — человек высшей природы, духовный человек, не подверженный страстям и поступающий по совести, а второй новый человек — пассивный придаток технологической цивилизации, подверженный страстям, легко внушаемый и управляемый мировой элитой. Какие, по его мнению, у нас есть возможности осознать свою болезнь и избавиться от неё, противостать напору новой бездуховной цивилизации? Во-первых, человек должен включиться в духовную работу, в нечто большее, чем простое посещение церкви по воскресеньям или по праздникам. Развивая в себе орган для восприятия духовных сущностей, свою духовную природу, человек выходит за пределы своей ограниченной и заражённой психики и понимает, над чем ему нужно работать. Далее, на втором месте после Бога у В. Георге семья, но семья как духовный организм; человек учится в ней главному: любви и жертвенности и тем самым снижает свой эгоизм. Здоровая духовная семья даёт силу человеку противостать стрессу внешней среды, болезням, которые вызваны этой средой. Далее следуют друзья и работа. Друзья — это те люди, которых нам послала Жизнь для того, чтобы мы друг друга поддерживали и вместе духовно росли. Отношение к работе также должно быть духовным, ибо, как было показано выше, привычка рождает навык, а навык рождает природу. Если человек позволяет себе небрежность, лень и ложь в работе, то это переносится на его характер, природу вообще. Если же человек воспринимает любую работу как инструмент своего духовного развития, тогда она становится его союзником, а не врагом, отнимающим у него драгоценное личное время.
Что же будет способствовать, по мнению В. Георге, нашему превращению в нового бездуховного человека технологической цивилизации? Во-первых, просиживание перед экранами с самого раннего возраста (телевизор, телефон, планшет, компьютер). Во-вторых, некритическое отношение взрослых к поступающей к детям и к себе посланиям (книги, игрушки, мультфильмы, фильмы, школьные предметы, особенно вредоносные материалы из интернета и т.д.). В-третьих, компьютерные игры и новости(30). В-четвёртых, общение через социальные сети(31). В-пятых, современные пищевые продукты и напитки. В-шестых, пассивная общественная позиция: меня интересует лишь то, что касается меня и моей семьи. В-седьмых, следование желаниям своей низшей природы и игнорирование духовной работы, отрицание духовной природы в себе и Бога.


Некоторые скажут: «Но если наши дети и мы будем не похожи на других, то есть будем белыми воронами, то нас заклюют, общество просто нас проглотит. Пусть мой ребёнок смотрит, ест и пьёт всё, что делают другие». Что ж, если вам удобнее осознавать себя марионеткой технократического общества, это ваш выбор. Значит, нам с вами не по пути, а по пути с теми, кто желает быть свободным(32), нравственным и духовным человеком.


Редакция журнала «Общее Дело»,

21 декабря 2017 г.

 

1. Нейромедиаторы (нейротрансмиттеры, посредники, "медиаторы") — биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами, а также, например, от нейронов к мышечной ткани или железистым клеткам. – www.wikipedia.ru

2. Мы говорим детям: «Не смейтесь так много — будете много плакать». Для взрослых этот совет звучит так: «чем сильнее привязанность, тем сильнее страдание», или «сила действия равна силе противодействия».

3. «Метанойя» — в греческом означает «раскаяние», а также «перемена ума». Нус — по-гречески «ум». Просто переводить как «покаяние», по мнению В. Георге, неправильно, так как у нас покаяние не обязательно сопровождается изменением нашей сущности: мы можем плакать и сокрушаться, но при этом ничего не делать, чтобы измениться, избавиться от греха.

4.Лекция доступна лишь в аудиоформате и на молдавском языке: https://www.youtube.com/watch?v=UsFt_yj_j78

5. Поскольку дух субстанциально един, то, можно сказать, что каждый из нас, в силу причастности этому духу, причастен и Богу.

6. Мы не знакомы с оригиналом, но в молдавском переводе мысль выражена намного чётче и понятнее: «Fiindca obisnuinta trage pe om la sine cu putere si nu-l lasa sa se ridice la cea dintai deprindere a virtutii. Pentru ca din obisnuinta se naste deprinderea, iar din deprindere se face firea. Si a stramuta firea si a o schimba este lucru anevoios. Chiar daca e clintita putin cu sila, indata se intoarce la sine. Iar daca a fost scoasa din hotarele ei, nu se mai intoarce la integritatea ei, daca nu se pune multa osteneala spre a o aduce la calea ei, caci vrea mereu sa revina la deprinderea din obisnuinta, pe care a parasit-o. Priveste la sufletul care se tine lipit de obisnuinte, cum sade langa idoli, lipindu-se de materiile fara forma, si nu vrea sa se ridice si sa se apropie de ratiunea care cauta sa-l calauzeasca spre cele mai inalte. El zice: «Nu pot sa ma ridic inaintea ta, fiindca ma aflu in randuiala obisnuita a femeilor». Caci sufletul care se odihneste de multi ani in lucrurile vietii, sade langa idoli, care pe ei sunt fara forma, dar primesc forme de la mestesugul omenesc. Sau oare nu sunt un lucru fara forma, bogatia si slava si celelalte lucruri ale vietii, care nu au in ele nici un chip statornic si hotarat ci, simuland adevarul printr-o asemanare usor de intocmit, primesc de fiecare data alte si alte schimbari? Forma le dam noi, cand prin ganduri omenesti nascocim inchipuirea unui folos pe seama lucrurilor, care nu slujesc spre nimic folositor.» http://www.filocalia.ro/sfantul-despre/59/Patimi_-_Ispite Ср.русский перевод этого отрывка http://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/174/works1.pdf . С. 163.

7. Имеются в виду месячные, во время которых женщина, с точки зрения древних религий, в частности иудейской (Нил Постник обращается здесь к эпизоду из Ветхого Завета), проходит очищение и поэтому отношения с ней в этот период регламентировались различного рода табу. Женщина, как объясняет В. Георге, является здесь символом слабости.

8. Как правило, детей балуют мамы и бабушки, которым их «жалко», а жалко, потому что они прекрасно понимают это состояние зависимости: сами в детстве ели и сейчас хотели бы есть много, да здоровье не позволяет. 

9. Есть такой анекдот. Врач говорит пациенту: «Во всём виноват алкоголь». Пациент отвечает: «Спасибо, доктор, что не сваливаете вину не меня».

10. Рекомендуем читателю посмотреть информацию о влиянии мультфильмов на детей https://www.youtube.com/watch?v=ICG5Tws6YtI .

11. Многие защитники талантливых знаменитостей с «изъянами» считают, что мы должны наслаждаться их творчеством и не обращать внимания на изъяны. Однако это невозможно. В большей или меньшей степени эти изъяны просачиваются в творчество знаменитости и вместе с его образом проникают в наше сознание (особенно легко в сознание подростка), меняя наше отношение к самому изъяну. И этот механизм очень хорошо знаком тем, кто продвигает таких талантливых дегенератов, и дегенеративность становится критерием, по которому им отдаётся предпочтение, в отличие от большинства гораздо более талантливых, но нормальных людей. При помощи этого механизма была запущена «сексуальная революция» на Западе в 1960-70 годах. Рок-н-ролл, «Битлз» и хиппи были её «культурным» авангардом.

12. Во многих работах известного специалиста по истории религиозных идей Мирчи Элиаде показана значимость инициаций (посвящений) в первобытных обществах, с помощью которых юноши и девушки приобретали статус полноценного члена общества. Не прошедшие инициацию не могли называться таковыми. Юноши, как правило, должны были показать свою силу, отвагу и выдержку в различного рода испытаниях, которые порой были очень суровы (битва со зверем, испытание сильной боли, получение различных увечий).

13. Израильская разведка, считающаяся одной из самых эффективных в мире.

14. При просмотре новостей мозг человека работает в диапазоне волн альфа, который соответствует состоянию гипноза или сна.

15. В экспериментах с крысами было доказано, что половой инстинкт может быть даже сильнее инстинкта питания и самосохранения. Крыса, в мозг которой были встроены электроды, стимулирующие центры наслаждения, научилась управлять ими так, что забыла о питании и, в конце концов, умерла от истощения.

16. Проект выпускания пара из молодёжи и управления сознанием, начавшийся с массовой публикации книг Альфреда Кинсли о сексуальном поведении человека, который получал финансовую поддержку от Фонда Рокфеллера. Его книги в 1953 году стали бестселлерами. Сам А. Кинсли был аморальным типом, совершавшим бесчеловечные эксперименты, в том числе над детьми. И вот работы такого индивидуума так были раскручены, что стали бестселлерами! – www.wikipedia.org

17. George V. Pornografia maladia secololui XXI. Editura Prodomos, 2011.

18. Ужас заключается в том, что подростки, случайно наткнувшиеся на такого рода видеоматериалы, могут воспринять их как руководство к действию, совершенно не понимая состава преступления. Так, В. Георге приводит пример одного мальчика, которые регулярно смотрел по ночам порнофильмы, а потом совершал аналогичные действия над своей сестрой. Кто ответственен за покалеченную жизнь этих детей? Родители, общество, правительство?

19. В результате пресыщения от просмотра порнографии некоторые молодые люди к 25–30 годам утрачивают сексуальное влечение.  https://lenta.ru/news/2017/09/25/danger/

20. У многих людей это слово в отношении семьи вызывает недоумение и даже возмущение: почему я должен жертвовать собой ради кого-то, ради мужа, жены, детей? Они для меня, а не я для них. Можно любить и без каких-либо жертв. Полагаем, что таким людям либо просто не нравится слово «жертвовать», хотя они на самом деле отдают себя, свои силы, детям и родным, либо это слово им непонятно, потому что оно не входит в круг их понятий. Жертва матери начинается ещё в период беременности, поскольку плод, развиваясь, питается её телом. Далее, мать кормит ребёнка грудью. Некоторые скажут: но это же идёт на пользу женщине! Да, но не всем. Лишь тем, кто пронизан настоящей жертвенной любовью, а не простым физиологическим чувством, которое пересиливает заботы о своём теле. Далее, ребёнок требует внимания (все требуют внимания), и, если он его не получает, а его в основном воспитывает бабушка (это не значит, что бабушки не должны принимать участия в воспитании, но они не должны замещать родителей), а ещё хуже — няня, то та часть вас, которая должна была быть передана вашему ребёнку, просто оказывается замещённой другим человеком, а значит, связь его с вами будет менее сильной. Ребёнок чувствует, что вы не можете пожертвовать своими занятиями (телевизор, тренировки, общение с друзьями и т.д.) ради него, значит, он рано или поздно найдёт того (тех), кто будет его слушать и кому будет с ним интересно. И тогда рано или поздно наступит момент, когда на вопрос: «Не торопись сынок (дочка), давай поговорим», – последует ответ: «О чём, папа (мама)? Нам не о чём говорить».

21. George V. Pornografia maladia secololui XXI. Editura Prodomos, 2011. p. 24.

22. Рабство, в том числе и сексуальное, в XXI веке несовместимо c притязанием человека называться высокоморальным, духовным существом, а между тем количество пострадавших от него с каждым годом всё увеличивается по мере того, как в разных регионах планеты создаются очаги вооружённых конфликтов. Наивно полагать, что правящие круги делают всё возможное, чтобы это предотвратить. Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» писал, что даже счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке ребёнка. А сколько детских слёз проливается сегодня! Скольких детей принуждают к сексуальному рабству и скольких детей разделывают на органы для тех богатых, которые желают продлить свою жизнь и которые причастны к этим конфликтам и прочей мерзости!?

23. Человек не компьютер, и такие сравнения нужно делать очень осторожно. В отличие от компьютера тело человека сохраняет память о зависимости на уровне рефлексов, поэтому даже после очищения психики остаётся большая опасность возврата из-за трудности очистки рефлексов, говорит В. Георге.

24. В. Георге говорит о том, что обычная психотерапия имеет очень высокий уровень возврата зависимых к прежнему образу жизни (по некоторым данным до 80%), а некоторые исследователи вообще говорят, что человек никогда в полной мере не избавляется от зависимости, он просто прекращает эту практику, но может в любой момент вновь вернутся к ней. Религиозная реабилитация, по мнению автора, даёт лучшие результаты, так как зависимый приобщается духовной жизни, исповедуется, позволяет Богу войти в него и вычистить всю грязь из его души.

25. Автор говорит о том, что сегодня у молодых людей есть такая программа развития своей семейной жизни: я погуляю до 30 лет, а потом заведу семью. Однако почему-то такие семьи распадаются, поскольку прежде чем решиться создать семью, нужно убедиться, что ты обладаешь ресурсами для её создания. Главным же ресурсом является чистота, а эта чистота оказывается растрачена на различные любовные увлечения, так что у человека не остаётся «масла», чтобы поддерживать огонь семейного очага. Нельзя менять партнёров, как мерить брюки в магазине, и не расплачиваться за это.

26. Один из таких Центров реабилитации наркозависимых, созданный врачом-наркологом и физиком, теперь епископом Мефодием, находится в селе Георгиевское Ивановской области. https://lenta.ru/articles/2017/09/05/stopnarkotik/

27. Некоторые мыслители (Вивекананда, Ницше) полагали, что постоянное признание своей греховности лишь ограничивает возможности человека, сковывает его силы, и, наоборот, рекомендовали воспринимать себя как существо с божественными способностями, как сверхчеловека. В их словах есть доля истины, особенно это касается тех людей, которые пассивны в своей исповеди, раскаянии. С каждым новым проступком, при каждом размышлении о нём и о всех предыдущих, такой человек всё меньше верит  в себя, в возможность что-то исправить. «Я грешен, я такой, ну, что с этим поделать, уже ничего нельзя изменить», — говорит такой человек. Эта неумолимость и тяжесть своей истории есть результат линейного времени, которое закрепилось в сознании людей с приходом христианства. Об этом очень хорошо написано у Мирчи Элиаде. Раньше время было циклично, и человек, как и природа, ежегодно умирал и воскресал, получая возможность начать жизнь как бы с чистого листа. В христианстве, особенно в православии, которое более полно сохранило суть древнего учения, цикличность времени и возможность начать всё заново представлена в празднике Пасхи, однако многие называющие себя православными профанируют этот опыт, полагая, что переложив на Христа годовую духовную работу, страдания, свои грехи, они могут на Пасху прийти в церковь, освятить еду и избавиться от грехов. В итоге душевно-духовного обновления всё же не происходит, что и отражается на их обыденной жизни. Однако, возвращаясь к рекомендации воспринимать себя как существо со сверхспособностями, скажем, что это может позволить себе лишь человек, который нашёл в себе эту высшую природу и устремляет свой взор лишь на неё, не обращая внимания на свои грехи и проступки, настоящие и прошлые. При таком методе также произойдёт очищение и обновление человека: его высшая природа просто вытеснит низшую и заполнит собой всё сознание человека. Но если же человек полагает себя, все свои низменные помыслы, совершенными на том основании, что раз его таким создал Бог, значит, он захотел, чтобы человек был таким и ему не нужна никакая религия или духовная работа (мы встречали и такую точку зрения), то это самый откровенный сатанизм или примитивно понятое ницшеанство.

28. Полагаем, что взаимная исповедь среди монахов должна быть обязательным условием общей духовной работы, но это — огромнейшая ответственность: принять чужой грех, не осудить его, не злоупотребить этой тайной, а помочь соратнику очиститься от него. По-видимому, именно из-за неспособности принять эту ответственность у священников современной церкви исповедь, как правило, профанируется: люди не доверяют им и рассказывают на исповеди о всяких пустяках. Но если бы священник был высокодуховной личностью и опытным психологом, — кaк он мог бы помочь людям избавиться от своих пороков и зависимостей! Кстати, Н.Ф. Фёдоров писал о том, что ведение психофизиологических дневников и обмен своим опытом с близкими по духу людьми позволил бы человеку сделать огромный эволюционный рывок.

29. Невольно вспомнилась беседа Арджуны с Кришной в «Бхагавадгите», в которой Арджуна перед битвой, охваченный чувством сострадания к родным, которые могут погибнуть от его руки, приходит в отчаяние и не желает сражаться, поэтому спрашивает Кришну, зачем он это должен делать. Кришна (который в данном случае также является и внутренним духовным человеком Арджуны) отвечает, что он должен сражаться в силу долга своей касты (кшатрия, воина), который предписывает защищать Правду оружием. Двоюродные братья, дяди, дед, учитель, в силу разных причин ставшие на сторону неправды, достойны сострадания, но воюющий с ними Арджуна делает это не из алчности, желания власти и т.д., а потому, что Правда на стороне его старшего брата. Могут сказать, что из-за разного понимания Правды и чувства долга на протяжении всей своей истории человечество ввергало себя в братоубийственные войны. Да, это так, но происходило это потому, что за Правду принималось нечто искажённое несовершенным, животным, зависимым сознанием, сознанием ветхого человека, поэтому у каждой воюющей стороны была своя правда. Если бы люди, как Арджуна, дошли до глубин своей психики и увидели дух, стали бы этим духом, стали бы новыми людьми, то Правда автоматически стала бы универсальной.

30. О новостях мы уже писали в данной статье. Компьютерные игры делают детей очень импульсивными, с одной стороны, а с другой, — безучастными, равнодушными к страданиям других людей, не способными к сопереживанию. Во время активных игр дети радуются, переживают, плачут, падают, иногда ударяют друг друга. В результате такого опыта им становится понятно, чтo чувствует другой человек. Вот в процессе потасовки один из детей схватил другого за волосы, на что другой также вцепился в волосы обидчика. Договорились отпустить. Сразу стало понятно, как это больно и что значит фраза «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Если же вместо живого человека ребёнок играет с машиной, он приобретает свойства этой машины. В. Георге рассказывает случай, как к одному духовнику пришёл на исповедь врач и признался, что он не может сопереживать. В своей работе он столько раз видел страдание и боль, что его чувства притупились. Это сказал человек, у которого в детстве было нормальное взаимодействие со сверстниками и который приобрёл эту бесчувственность уже в зрелом возрасте в процессе своей работы как результат естественной защиты организма. Что же происходит с теми детьми, у которых ещё с самого детства оказываются неразвитыми чувства сострадания и сопереживания? Такие дети вырастают эгоистами, и они, по меньшей мере, не способны создавать семьи. Они не способны любить, и это проблема современной молодёжи. Вроде бы он и хочет любить детей, жену, но не может — он живёт в своём мире. Следствием этого является огромное количество разводов. Новости вызывают тот же эффект, что и компьютерные игры. Мы столько видим насилия на экране, что мы равнодушны к очередному горю, которое происходит у нас по соседству, например война на Украине, в Сирии и т.д.

31. Социальные сети вредны потому, что заменяют истинные взаимоотношения виртуальными, а наше истинное — «я» тем образом, который мы создаём в виртуальном мире. Наша самооценка зависит от количества отметок «нравится», которые мы получаем за очередную публикацию фото или других материалов. Общение с глазу на глаз, в компании или обмен письмами, как это делалось раньше, когда письмо обдумывалось не один день, заменяются односложными фразами с неправильной грамматикой, отсутствием ударений и чувств. Как говорит В. Георге, любое продолжение наших органов приводит к атрофии этих органов. Так, машина есть продолжение наших ног, приводящее к тому, что мы не можем как следует ими пользоваться и расплачиваемся за это различными болезнями. Социальные сети суть продолжение общества, приводящее к деградации этого общества.

32. Свобода не означает своеволия, как говорил Б.Л. Смирнов. Свободный человек, в понимании В. Георге и православия, есть человек, лишённый ниточек, при помощи которых им можно управлять. Его нельзя соблазнить или запугать. В. Георге приводит в пример гладиаторов, которые перед боем намазывались маслом, чтобы их нельзя было ухватить. Страх смерти есть также ниточка, которая мешает быть людям свободными, из-за чего они готовы изменить своей совести. Свободным человеком, по мнению В. Георге, может быть назван лишь святой, который победил даже страх смерти, он равнодушен к своей судьбе, потому что вверил её Богу. Как сказал бы булгаковский герой Иешуа Га-Ноцри Пилату: «..согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?». Эта свобода, однако, не означает, что человек может делать всё, что ему вздумается. Наоборот, у его есть строгие суровые принципы поведения, которые продиктованы его высшей природой, а поскольку он сполна проявил её в себе, они являются его собственными желаниями.