КУЛЬТУРА И ДУХОВНОСТЬ



Владимир Мируладов

РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ

 

Организм, по самому общему современному пониманию его, — это живое существо. Понятие «организм» относится в подавляющем числе случаев к единому, более-менее монолитному, целому образованию, состоящему из отдельных органов, действующих внутри организма относительно самостоятельно, но в то же время едино, сонаправленно для поддержания жизни всего организма в целом.


В живой природе существует иерархия цельных организмов, если строить иерархию на основе усложнения организмов. Эта иерархия, по моим представлениям, выглядит так: самыми простейшими организмами в биологии считаются вирусы; далее следуют одноклеточные организмы живущие самостоятельно в виде одной клетки (микробы, бактерии, одноклеточники); далее следуют многоклеточные организмы разной сложности (самые разнообразные насекомые и животные) вплоть до человека как одного из видов (скажем, самого высокоразвитого вида) многоклеточных организмов. На человеке иерархия цельных биологических организмов заканчивается.


Но биология изучает и другие проявления жизни: объединения отдельных организмов, как одинаковых, равноценных друг другу, так и совершенно отличающихся по многим признакам. Первый вид таких объединений — семьи животных, живущих совместно (например, муравейники, пчелиные семьи, семьи млекопитающих); стаи, которые могут объединять некоторое количество животных, а объединённые, под влиянием окружающих обстоятельств, могут распадаться на некоторое время, потом вновь объединяться (это стаи рыб, стаи птиц, стада животных разного рода), Второй вид объединений — объединения разнородных организмов, например, лес, в котором мы можем видеть такие живые существа, как травы, кусты, деревья и животные, без которых лес как единое целое уже не лес; другие объединения разнородных организмов — биоценозы; к одному из видов биоценозов я отношу и объединение отдельных организмов, людей, которое называется обществом; оно объединяет собственно людей, прирученных людьми животных, растений, которые люди выращивают, и другие живые существа (вплоть до микроорганизмов), входящие вольно или невольно в сферу жизни общества.


Мне представляется, что пришло время, так как накоплено достаточное количество знания об объединениях организмов, расширить понятие организма на объединения живых существ и рассматривать их тоже как организмы особого рода, как рассредоточенные, немонолитные организмы в противоположность общепринятым цельным организмам. В отношении организмов выполняется диалектическое деление организмов: тезис — цельный организм, антитезис — рассредоточенный организм, синтез — органический мир.


Здесь, быть может, уместно было бы привести примеры тех рассредоточенных организмов, которые я имею в виду и о которых веду речь. В природе это уже упоминавшиеся муравейники, термитники, пчелиные и другие подобные семьи насекомых, семьи млекопитающих, как хищных, так и травоядных: семьи волков, львов, зайцев, слонов, стада оленей, диких копытных, стаи птиц, косяки рыб и т. п. (их перечисление займёт много места и времени). В человеческом обществе, следует отметить, также существует целая иерархия рассредоточенных организмов: семья как основная ячейка общества; группа кровнородственных семей образует род, клан, некоторое множество родов-кланов составляет народ; вершиной этой иерархии является всё человечество, движущееся в своём историческом процессе к своему единству. К рассредоточенным организмам, определяемым участием в них населения, относятся населённые пункты от самых малых (хутора, деревеньки) через средние (сёла, посёлки, города) до мегаполисов. Кроме того, в обществе рассредоточенными организмами являются так называемые общественные организации производственного, культурного, управленческого вида; самым сложным рассредоточенным организмом последнего вида является национально-государственный организм страны как единство структур населения (семья — род — народ) и государственных структур (их очень много, например, армия, полиция, структуры управления производством, здравоохранением, культурой, образованием и т.п.).


Что позволяет мне допускать значительное сходство между цельными, отдельными организмами и их организменными объединениями и на этом основании считать организменные объединения тоже организмами, но рассредоточенными? Сходство проходит по нескольким направлениям общего и частного характера. Перво-наперво, рассредоточенные организмы, как и цельные, рождаются — не буквально, а в смысле возникают, развиваются, доходя до вершинной степени своего развития, «стареют», то есть деградируют, и «умирают», распадаются, рассеиваются, уменьшаются вплоть до исчезновения. Но в этом аспекте есть и различие. Некоторые значительные по размерам народы-организмы не умирают, не исчезают с Земли, а перестают играть существенную роль в истории народов, накапливают свои внутренние и внешние силы, «возрождаются» и вновь начинают играть заметную роль на международной арене. Такое существование рассредоточенных организмов свойственно как природе, так и общественной форме жизни, которую принято выделять из природной среды и в некотором смысле противопоставлять ей.


Далее, цельные и рассредоточенные организмы похожи наличием у тех и других проявлением инстинктов. Посмотрим, действительно ли это так. Вот инстинкт самосохранения, защиты собственной жизни. У цельных организмов он проявляется в том, что у них имеются органы восприятий, предупреждающих об опасности (слух, зрение, чутьё и т.п.), а также органы защиты от нападений извне (зубы, когти, рога, клювы и т.п.), которые при необходимости служат средствами нападения. Муравьи, пчёлы имеют членов, специально предназначенных для защиты муравейника, улья семьи, которые мгновенно вступают в схватку с нападающими на них врагами, защищая всех остальных даже ценой своей жизни. В общественных рассредоточенных организмах для этого предназначены специальные группы населения: для защиты от внешних врагов — вооружённые силы государств, для борьбы с внутренними опасностями — органы здравоохранения или полиция, борющаяся с преступниками, наносящими вред как личностям, так и экономике. Если бы не было таких органов безопасности и защиты, такое государство было бы поглощено более сильным рассредоточенным организмом, или ослабло бы от подрыва экономики, либо погибло бы от болезней.


Организмам присущ инстинкт поисков питания и поддержания своей жизни другими необходимыми для жизни средствами. Все живые существа постоянно заняты поиском пищи, её потреблением и вновь поисками. Питание поддерживает жизнь организмов. Общество людей в ходе своего развития нашло свой способ удовлетворения инстинкта питания: оно стало само выращивать и вырабатывать пищевые продукты, не гнушаясь одновременно использованием пищевых продуктов из природных источников.
Как удовлетворяется инстинкт размножения на всех уровнях жизни, ясно каждому взрослому человеку. Это происходит одинаково и в цельных, и в рассредоточенных организмах. В отношении отдельных элементов рассредоточенных организмов понятно, как это происходит, а вот как воспроизводится сам рассредоточенный организм в целом, можно разобрать. Цельный организм с помощью своих органов размножения воспроизводит такое же живое существо, как и он сам. У рассредоточенного организма нет органов размножения как таковых. И всё-таки воспроизводство их происходит. Семья, стая не размножаются в буквальном смысле, хотя они, став очень многочисленными, могут разделиться, образовав одну или несколько семей меньшего размера. Подобное деление, то есть размножение, происходит у цельных одноклеточных организмов, и в этом случае подобие налицо. Но есть и различие. Чтобы воспроизвести потомство отдельные живые существа находят особь противоположного пола, спариваются, производят потомство. Рассредоточенные организмы на это не способны. Их размножение происходит несколько иначе, чем у цельных организмов. Последние рождают потомство, и вот при этом рождении возникает семья, ибо особи противоположного пола продолжают жить вместе, взращивая и заботясь о своём потомстве. Стайные животные инстинктивно объединяются в стаи после рождения потомства, и при этом также возникает стая, ибо животные «знают», что так легче и надёжней сохранить его.


Так же похоже происходит и с инстинктом экспансии, то есть распространения своего владения на другие территории, и с инстинктом защиты тех территорий, на которых обитают цельные или рассредоточенные организмы. Последние (в человеческом обществе, например) создают специальные «органы» (армию) для захвата новых территорий (экспансия) и для защиты имеющейся собственной территории от чужой экспансии.


Каждое живое существо по необходимости стремится исследовать, изучать окружающую его среду, и это свойство является его инстинктом познания. Этим инстинктом обладают и все особи, входящие в рассредоточенный организм: каждый сам по себе и для себя исследует окружающую среду. А в более сложном рассредоточенном организме (человеческое общество) для этого создаются специальные структуры (научные учреждения), изучающие окружающий мир, для пользы всего общества, одновременно удовлетворяя инстинкт познания каждого члена общества и всего общества в целом.


В предыдущих примерах подобия цельных и рассредоточенных организмов уже упомянуты некоторые органы цельных и «органы» рассредоточенных организмов, выполняющие те или иные функции. Можно сделать вывод, что как цельные организмы состоят из органов, выполняющих разные функции, необходимые всему организму, так и рассредоточенные организмы более или менее выраженно устроены по функциональному принципу. Имеет ли общество как рассредоточенный организм иммунную систему? Да, её функции выполняют специальные органы общества: органы государственной безопасности, органы внутренних дел, органы здравоохранения, а в других рассредоточенных организмах — специальные сторожа-солдаты в муравейниках, специализированные охранники в ульях. Можно найти и другие подобия функциональных органов рассредоточенных организмов: кровообращение? — транспортные системы в обществе, снабжающие питанием в широком смысле все органы общества; мышцы? — многие технические машины и механизмы, усиливающие многократно силу отдельных людей и их групп; ноги как средства передвижения? — автомобили, корабли, самолёты и т.д.


Функциональность устройства рассредоточенного организма особенно ярко видна в общественном устройстве. В нём есть одна особенность: для выполнения какой-либо функции общество создаёт специальный орган, который сам в свою очередь становится рассредоточенным организмом внутри всего объемлющего его рассредоточенного организма в виде народа-государства. Это наглядно видно на примере государственного организма, который включён в объемлющий его организм народа и в то же время он объемлет силовые рассредоточенные организмы (армия, органы госбезопасности, органы внутренних дел, суды и юстиция и др.), органы управления хозяйством, органы просвещения, которые в свою очередь объемлют школы, высшие учебные заведения разных уровней, а те — тоже ведь рассредоточенные организмы, которые объемлют классы как рассредоточенные организмы. Получается, что большой по количественному составу рассредоточенный организм устроен по принципу матрёшки, то есть каждая составная его часть может быть включена внутрь объемлющей его части и в то же время может быть объемлющей частью для другой, более низкого уровня, части организма. Так же устроен и цельный организм: каждый его орган включён в объемлющий его весь организм в целом, но есть и органы, совмещающие включённость и объемлемость. Таким органом, например, является позвоночник: он включён во всё тело, выполняя функцию опоры его органов, и объемлет спинной мозг, несущий функцию управления работой многих органов тела. И в этом отношении наблюдается подобие цельного и рассредоточенного организма.


Можно ли утверждать, что все живые существа разумны? То, что разумны так называемые высшие животные (крупные пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы, человек), у здравомыслящих людей сомнений не вызывает. В отношении низких уровней жизни ведутся споры, и имеется два взгляда на их разумность. Одни отказывают в разумности примитивным формам жизни, другие признают их разумность. Я отношусь ко вторым. В самом деле, возьмём такую форму жизни,  как растения. Чем, как не их разумом обусловлены все приспособления, благодаря которым обеспечивается самое главное для них: продолжение жизни, продолжение вида, то есть достижение относительного бессмертия? Все эти крылышки у семян, парашютики, крючочки, зацепочки, неперевариваемые в желудках косточковые оболочки и пр. Существуют удивительные феномены, когда какая-нибудь бактерия, внедрившись в организм более высокого уровня заставляет его, благодаря впрыскиванию внутрь своего «хозяина» особых веществ, жить и действовать в своих интересах, так что более высшая форма жизни, даже погибая, обеспечивает жизнь и размножение внедрившейся в неё паразитической бактерии. Это ж надо «знать», как должен действовать «хозяин», чтo он должен делать, какого рода вещество нужно впрыснуть в его кровь, чтобы он действовал, как надо паразиту. Или: нужно как-то репью, лопуху догадаться или знать, что если оболочку семени снабдить шипами с крючочками на их кончиках, то проходящее мимо животное своим шерстяным-волосяным покровом заденет созревшее семя, которое уцепится крючочками за шерсть животного, а оно отнесёт семя в другое, отдалённое место, где отцепившееся семя прорастёт, распространяя растение на большие территории. Да, разумность тут налицо. Рассредоточенные организмы тоже разумны. Уже хотя бы потому, что обладают инстинктами и реализуют их для своего блага. И потом, мне кажется очевидным, что рассредоточенный организм, состоящий из разумных цельных организмов, не может не быть разумным. И хотя это чисто логическое заключение, мне оно представляется соответствующим действительности.


Единство, сплочённость, в некотором смысле цельность рассредоточенных организмов хорошо видны у таких их видов, как косяки рыб, стаи птиц, стада животных в моменты опасности для них. Тогда вся масса особей, входящих в рассредоточенный организм, действуют как один, как будто повинуясь какой-то, неведомой для изучающих их учёных команде, резко и одновременно меняя направление своего движения. И если это отчасти понятно и видно для стада, преследуемого хищниками, то для косяка рыб или стаи птиц зачастую не видна причина их внезапного манёвра, потому что не видна и неясна та опасность, та причина, которая заставила их сделать тот или иной манёвр, не видны и не ясны те сигналы, которым повинуется стая или косяк рыб. Но и та и другой действуют в таких случаях едино, все вместе, как монолитное, цельное тело.
Наконец можно отметить и такое общее свойство цельных и рассредоточенных организмов, как присущее тем и другим здоровое состояние или болезнь. Да, рассредоточенные организмы, как и отдельные живые существа, могут быть здоровыми и больными. И болезней рассредоточенных организмов существует много, как телесных, так и «психических».
Здесь, быть может, следует привести взгляд на «устройство» рассредоточенных организмов. Как и организм человека, например, рассредоточенные организмы обладают физическим «телом», которое составляют входящие в них физические тела особей. Это материальная, вещественная часть рассредоточенных организмов. А вот нечто, удерживающее в единстве, в сплочённости множество особей рассредоточенного организма, называется в, если можно так выразиться, эзотерической и в последнее время в нетрадиционной, ненаучной социологии эгрегором. Это «психическая», невещественная часть рассредоточенного организма. Такая же невещественная часть — психика — присуща человеку и высшим животным. Для природных рассредоточенных организмов эгрегором служат неписаные, основанные на инстинктах правила поведения, служащие сохранению их, порядку внутри них и благу частей и целого. У общественных рассредоточенных организмов эгрегорами служат, подобно природным рассредоточенным организмам, неписаные правила взаимоотношений внутри семей или писаные правила в виде уставов, конституций и прочих установлений, определяющих многие стороны жизни рассредоточенных организмов. Совокупность физического тела, материальной части, и невещественной части (эгрегора) рассредоточенного организма я называю эгром. Вместе они образуют более сложное, относительно разумное живое существо, удивительное проявление жизни как таковой на более высоком уровне проявления, чем всем нам знакомое самостоятельное вроде бы и независимое живое существо — организм.


Обладающим «телом» и «психикой» рассредоточенным организмам присущи болезни, как присущи и обычным цельным организмам разные болезни — телесные и психические. Примером  физических болезней в обществе, да и в природе тоже, могут служить разообразные эпидемии, поражающие людей из природных источников, а в последнее время создаваемые самими людьми (СПИД, вирус эбола и др.). «психические», иначе, нравственные заболевания рассредоточенных организмов свойственны в основном общественным рассредоточенным организмам. Это, главным образом, нарушения нравственных установлений, пренебрежения общепринятыми ценностями, эксцессы в религиозной сфере жизни общества, приводящие к коллективным самоубийствам и проч. Примером самых тяжких нравственных болезней рассредоточенных организмов может служить пренебрежение общепринятыми нравственными установками и требованиями законов членами (да и всеми ими в совокупности) организованных преступных групп (грабежи, убийства, предательство) или террористических банд. Существует много и менее тяжёлых болезней рассредоточенных организмов (ложь, клевета, оскорбления, эксплуатация).


Что определяет здоровый образ жизни рассредоточенных организмов? Чтобы это понять, нужно ясно видеть взаимоотношения частей внутри любых организмов, цельных в том числе, не только рассредоточенных организмов, а также взаимоотношения частей и всего целого. Части целого (организма) работают и действуют в первую очередь для правильного и длительного собственного существования. Но, будучи под воздействием управления со стороны центральной нервной системы организма, они работают на пользу всего целого, осуществляя некоторую свою специфическую функцию, необходимую для всего организма. Самостоятельно, вне организма, без организма орган в естественных природных условиях существовать не может, если не считать экспериментов биологов, пытающихся искусственно поддерживать функционирование отдельных органов вне организмов. Выполняя свою функцию внутри организма, орган работает на весь организм, а с другой стороны, организм обеспечивает нормальное существование органа за счёт функционирования всех других своих органов. Если отдельный орган перестанет работать на весь организм, а будет пользоваться только на своё благо всем тем, что дают ему все остальные органы, то такой орган гипертрофируется, как говорят медики-биологи, переродится, изменится в худшую, с точки зрения всего организма, сторону, а сам организм будет страдать от неполучения того, что должен давать изменившийся орган. И если организм не сможет как-то компенсировать отсутствие функции переродившегося органа, он заболеет серьёзным образом и быстрее умрёт, а вместе с ним и переродившийся орган. Или, наоборот, если со стороны всего организма прекратится поддержание нормального функционирования какого-либо органа, то орган заболеет, перестанет нормально функционировать, и вместе с ним заболеет и весь организм. Конец будет аналогичен первому варианту нарушения взаимодействия органа и организма.


То есть взаимодействие частей и целого в организме двустороннее, и пока эта двусторонность имеется, организм живёт здоровой жизнью до тех пор, пока ему позволяет делать это окружающая среда или внутренние законы, ограничивающие время жизни органов и организма. Из этого можно сделать вывод: здоровый, доброкачественный организм — это такой, который выполняет принцип доброкачественного организма, на котором основано существование любого множества, а не только организмов, в том числе и рассредоточенных организмов. Принцип доброкачественного организма я определяю так: благо каждой части любого множества состоит не только в собственном благе этой части, но и в благе всего множества в целом, и, с другой стороны, благо всего множества в целом состоит не только в благе этого целого множества, но и в благе каждой части, входящей в это множество.
Этот принцип справедлив и должен неукоснительно соблюдаться не только для какого-то отдельно рассматриваемого множества (организма), но и как для объемлющих, так и для объемлемых множеств и организмов.


В заключение хочу привести продолжение иерархии организмов в окружающем нас мире. Человечество в целом, состоящее из совокупности всех народов на Земле, есть предельное проявление общественных рассредоточенных организмов. Человечество и вся биосфера на земле есть предельное проявление рассредоточенных организмов на нашей планете. Сама же планета Земля, как и другие планеты, является организмом космического порядка, и она входит в рассредоточенный организм космического порядка, называемый Солнечной системой. Совокупность звёздных систем, подобных Солнечной составляет организм нашей Галактики — Млечного Пути. Мне представляется, что множество галактик, подобных Млечному Пути, образуют Сверхгалактический (или Метагалактический) организм и так далее. В пределе я считаю организмом, то есть живым существом, всю Вселенную. И вся она основана на принципе доброкачественного организма и существует благодаря тому, что этот принцип соблюдается и выполняется внутри неё повсеместно и всечасно. Всякие нарушения принципа доброкачественного организма в отдельных местах Вселенной приводит к «заболеванию» этой части, которое мы наблюдаем в виде космических катастроф, войн внутри человечества, болезней отдельных живых существ, нарушений на клеточном уровне и столкновений и катастроф в микромире. Принцип доброкачественного организма непреложен, и его выполнение обязательно, если организм хочет жить длительно, здоровым и если он хочет осуществить смысл своего появления и существования.


Некоторые дополнительные особенности общественных рассредоточенных организмов можно понять на примере семьи, основной ячейки общества. Я должен попросить прощения у читателя за возможные повторения того, что написано выше, но эти повторения служат для более лёгкого понимания нового термина — рассредоточенный организм.


Объектом наблюдения и исследования семья стала с древнейших времён, когда у человека появилась способность к изучению окружающей среды и самого себя. Уже в дикой природе человек обнаружил феномен семьи: высшие животные, а они, как и человек, являются млекопитающими, зачастую размножаются и поддерживают свою жизнедеятельность в семейных сообществах. Семейный образ жизни облегчает выживание и сохранение не только отдельных особей животных, но и самих видов их. Естественно, и человек в трудных для него условиях среды уже в глубокой древности использовал эту форму выживания и продолжения своего рода.


Семья — это организованное совместное проживание небольшого числа людей, связанных между собой довольно сложной, зачастую невидимой системой взаимоотношений, образуя единое целое. Каждый член семьи — это человек, с биологической точки зрения, организм. Возникает вопрос: а совокупность отдельных организмов, проявляющих себя как единое целое, можно ли рассматривать в качестве тоже организма? Ответить на этот вопрос утвердительно нелегко большинству людей, специально не интересовавшихся таким подходом к семье. Отдельный человек-организм — это понятно любому даже на уровне средней школы образованному человеку. Потому что каждый из нас — организм, и мы знаем, чтo это такое на повседневном личном опыте. Тут и объяснять ничего не надо. Это соподчинённо устроенное единство отдельных органов, работающих совместно как на самих себя, так и на весь организм в целом, порой заменяя собой другой, не справляющийся со своими функциями орган.
Другое дело семья — несколько человек, разделённых в пространстве и по времени рождения, каждый со своим жизненным опытом, со своей, на первый взгляд, независимой волей, различным уровнем развития умственных способностей; здесь понятие организма не принято употреблять.

Тем не менее, в природе человек сталкивается с похожими явлениями, употребляя их даже себе на пользу. Это пчелиные СЕМЬИ. Именно так называют пчелиные сообщества в дикой природе и при культивировании пчёл. Но ведь пчёлы тоже разделены друг от друга в пространстве, и поколения их сменяют друг друга, то есть они разделены и во времени. В то же время пчелиная семья действует, как единый организм. Есть ли у пчелиной семьи общий для всей семьи разум, учёные ещё точно не установили, хотя отмечено, что иногда часть семьи или вся она действуют, как единое целое, подчиняясь неким общим командам, но исходящим неизвестно откуда и неизвестно кем или чем подаваемым. Однако функциональное разделение труда и поведения у пчелиных семей проявлено явно и чётко. Матка и трутни обеспечивают размножение пчёл; это аналог системы размножения цельного организма, скажем, человека. Подавляющее большинство пчёл собирают нектар и другие продукты питания, как и у людей — это система жизнеобеспечения, питания. Часть пчёл специально занимаются кормлением матки и расплода. Это пищеварительная система пчелиной семьи-организма. Есть у пчёл и специальные сторожа, первые бросающиеся на проникших в семью врагов, призывая на помощь всех свободных пчёл. Это аналог иммунной (защитной) системы любого цельного организма, система его безопасности. Есть пчёлы, постоянно ремонтирующие или строящие соты. Это как бы стволовые клетки пчелиной семьи-организма. Можно найти у пчёл и другие подобия функций цельного организма. Подобно пчёлам живут и муравьиные семьи.


Принять легче идею семьи-организма, как у пчёл, муравьёв, так и у людей (и у животных тоже) может помочь новое, вводимое мною понятие рассредоточенного организма. Отдельный человек или животное — это цельный организм, а семья людей, семья пчёл, или муравейник, или семья млекопитающих животных — это рассредоточенный, распределённый во времени и пространстве организм, представляющий собой, тем не менее, явное единое целое.
Почему трудно воспринять идею так называемого распределённого, рассредоточенного организма, состоящего из принципиально одинаковых частей-элементов, но существующих как бы независимо друг от друга? Трудность здесь чисто психологическая.


Семья как организм? Народ как организм? Человечество как организм? Это что-то новое, неслыханное ранее, а значит, — чушь! Так человек, как правило, воспринимает идею семьи-организма, народа-организма и т.д. при первом знакомстве с этой идеей. Психологически такое восприятие оправданно. Человеческое сознание принимает только очевидные, проверенные личным и обобщённым опытом явления жизни. Новому, неустановившемуся, не принятому большинством знанию сознание отдельного человека противится, как чему-то для него ненужному и, быть может, даже опасному. Только проверенные жизненным опытом, а особенно подтверждённые чьим-нибудь мощным авторитетом знания принимаются легко, даже как самоочевидные. Или происходит по-другому: новое входит в сознание после некоторого времени упорного распространения среди людей той или иной идеи. Такое часто случается при усвоении сложных религиозных идей, которые отнюдь не очевидны. Примерами могут служить идеи рая и ада в христианстве и исламе, нирваны в буддизме, кармы как наказания за неблаговидные дела и награды за благовидные в индуизме. Никто не может привести неоспоримых доказательств существования рая, нирваны и кармы, но длительное убеждение приверженцев этих религий делает их верующими в эти идеи, что служит им утешением в трудностях жизни и средством преодоления их. Некоторые верующие даже приходят в негодование, сталкиваясь с сомнениями неверующих в истинность этих идей.


Что даёт или даст людям принятие идеи семьи как организма?
Здесь необходимо вспомнить, что институт брака и семьи, по крайней мере в странах Запада, к которому вот уже три века тяготеет и Россия, пребывает в плачевном состоянии. Иногда слышишь в сообщениях средств массовой информации, что количество разводов превышает количество заключаемых браков. Не уменьшается число брошенных непосредственно после рождения детей, и уж вообще ужасно: повсеместно продолжаются детоубийства — насильственные прерывания беременности по решению супругов или самой забеременевшей женщины, стыдливо называемые нейтральным для русского уха словом аборты, тем не менее, остающимися по своей сути убийствами, лишением жизни зародившегося безмолвного, беззащитного существа, а ведь убийство во все времена и у всех народов было и есть величайшим преступлением и смертным грехом. А что, в сущности, представляет собой развод? Это убийство живого рассредоточенного организма — семьи. убийство это совершают люди, не сумевшие создать свой живой семейный организм, не почувствовавшие, что они, каждый в отдельности и все вместе в семье, представляют собой единство, соединённое и сплочённое любовью, взаимной поддержкой, помощью, ощущением надёжности и безопасности. Разрушаются, как правило, семьи, которые были созданы молодыми людьми, ещё не созревшими психологически и нравственно к совершению этого ответственного и обязующего Акта, ищущими в браке либо удовлетворения своих стремлений к плотским удовольствиям и комфорту со стороны мужчин, либо достижения некоторых материальных выгод, что зачастую наблюдается у современных женщин. Такие люди не ощущают единства всех членов семьи, возникающего при создании настоящего семейного организма, который с полным правом можно назвать доброкачественным организмом. Семья может стать доброкачественным организмом, если она будет руководствоваться в своей внутренней и внешней жизни принципом доброкачественного организма, который для семьи звучит так: благо каждого члена семьи заключается не только в его собственном благе, но и в благе всех членов семьи, а также и в благе окружающей среды обитания (общества и природы); а благо семьи в целом — не только в благе самой семьи, но и в благе каждого члена семьи и среды её обитания (общества и природы).


Равновесное выполнение принципа доброкачественного организма в жизни семьи, то есть забота о благе и всей семьи, и каждого её члена, и всего общества, и природы как среды обитания людей, обеспечивает здоровое состояние семейного организма и его процветание.
А теперь представим себе, что все семьи в народе-стране-государстве, или хотя бы подавляющее их большинство, являются доброкачественными организмами, внутри и вне которых царит мир, согласие, любовь и взаимоподдержка. Может ли такой народ-государство, живущее в соответствии с высочайшими нравственными установками, требованиями и ценностями, решать свои внешние и даже внутренние проблемы путём насильственных действий по отношению к другим живым семейно-общественным организмам, будучи само таким же организмом? Это невероятно, это было бы похоже на угнетение внутри цельного организма одного органа другим или даже поедание внутри семьи слабых её членов более сильными, что при современном уровне развития индивидуальных и коллективных сознаний представляется диким и категорически неприемлемым.


Как же добиться справедливых и жизненно необходимых внутрисемейных, а также межсемейных и международных отношений в человеческом обществе? Без сознательного к ним отношения, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, не обойтись. Каждый человек знает, ощущает здоровое состояние своего тела, своего организма, в состав которого входит не только его тело, но и душа (психика), и духовное содержание личности, хотя зачастую это знание он осознаёт не отчётливо, а подсознательно и поэтому не очень-то его ценит, относясь к своему здоровому состоянию даже иногда пренебрежительно, от чего в конце концов и страдает. Сознательное же к себе отношение обеспечивает человеку здоровую жизнь, пока он жив. Так же сознательно нужно каждому члену семьи относиться к поддержанию здорового состояния семейного организма, не только со стороны взрослых, но и детей. Особенно детей. К ним в этом отношении нужно обратить особенное внимание. С самого раннего возраста их нужно растить в ощущении здорового состояния их семьи, даже специально обращать на правильные взаимоотношения членов семьи и на межсемейные отношения, а при их подрастании подкрепить это ощущение пониманием того, что семья — это живой, хрупкий, драгоценный организм, и его устойчивое существование обеспечивается выполнением принципа доброкачественного организма как внутри, так и вовне семьи. Выросший в таких условиях молодой человек или девушка будут относиться к вопросу создания своей семьи ответственно и сознательно, воплощая в своей жизни опыт доброкачественной семьи-организма, приобретённый в семье своих родителей, в семьях дедушек и бабушек и всех своих предков.


Общество, состоящее из доброкачественных семей-организмов, приобретёт совершенно новые качества здорового общества-организма, кардинально отличающегося от современного больного общества. Дело-то, по сути, очень простое: распространить естественную для каждого из нас любовь к себе на членов своей семьи и на членов всего общества и природу. Это очень просто сделать, когда каждый член семьи чувствует себя частью единого живого семейного организма. При этом решающее значение имеет сознательное ощущение приобщения себя к единству семейного организма и к такому же здоровому единству внутри более мощного организма — своего народа-Отечества и своей родной культуры-организма. Воспитание в каждом человеке сознательного отношения к себе, к своей семье, к своему народу-государству как к доброкачественному организму есть насущнейшая и важнейшая работа в наших современных условиях неуклонного упадка, деградирования общества, которое должно быть остановлено и повёрнуто вспять. Именно в этой упорной, ежемоментной работе я вижу выход для современного деградирующего общества. Новое общество, построенное на выполнении принципа доброкачественного организма, будет, во-первых, справедливым, о чём мечтали сотни поколений наших предков, во-вторых, очень устойчивым, в-третьих, мирным, в-четвёртых, потенциально более дееспособным, ибо оно будет действовать не разрозненно, не на основе внутренней конкуренции, не гнушающейся даже подлых приёмов в ходе соперничества, а как единое целое, как единый, хотя и рассредоточенный, организм.

ноябрь 2015 г