ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА

 


АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ

Обыкновенно считают достойными осуждения, презренными людьми тех пьяниц, которые по кабакам и трактирам напиваются до потери рассудка и так уже пристрастились к винут на дом вино, пьют ежедневно и умеренно и угощают вином своих гостей в тех случаях, когда это принято, такие люди считаются людьми хорошими и почтенными и не делающими ничего дурного. А между тем эти-то люди более пьяниц достойны осу, что не могут удержаться и пропивают всё, что имеют. Те же люди, которые покупаюждения. Пьяницы стали пьяницами только от того, что не пьяницы, не делая себе вреда, научили их пить вино, соблазнили их своим примером. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видали почтенных, уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им. Молодой человек, никогда не пивший вина, узнаёт вкус и действие вина на празднике, на свадьбе у этих почтенных людей, не пьяниц, а пьющих и угощающих при известных случаях. И потому тот, кто пьёт вино, как бы он умеренно ни пил его, в каких бы особенных, всеми принятых случаях ни угощал бы им, делает великий грех.

 

Л.Н. Толстой

 

В настоящее время трудно найти более парадоксальный напиток или, как его намеренно неправильно называют, «пищевой продукт», чем алкоголь. Он настолько глубоко проник в наше общество и сознание, что многие люди просто не представляют себя без него: он «незаменимый» спутник различных мероприятий, как например, дней рождения, свадеб, юбилеев, а также и поминок, то есть событий, которые запоминаются нам на всю жизнь. Однако, с другой стороны, мы знаем, что миллионы людей по всему миру гибли и гибнут от этого «божественного» напитка и что эти смерти являются лишь видимой частью айсберга, и что на самом деле его пагубное влияние гораздо шире, чем это обычно представляется, но даже и эти смерти каким-то парадоксальным образом не волнуют тех, кто употребляет спиртное, наивно полагающих, что им алкоголь не вреден. Более того, у многих непьющих или «умеренно» пьющих людей в роду или среди знакомых есть погибший или пострадавший от алкоголя человек, но вместо того чтобы, образно говоря, разорвать все отношения с «врагом» и удалить его из своего дома и образа жизни(1), они и далее попустительствуют ему, позволяя физически и духовно убивать или калечить новые жертвы. Получается, что, осознавая вред алкоголя, все, кто употребляют его «культурным» образом, приобщают к нему других людей и занимаются его продажей, — все эти люди совершают нравственное преступление? Вправе ли мы выдвигать такое обвинение? Для этого необходимы серьёзные основания, и они у нас есть.


Сначала мы рассмотрим физиологические причины, из-за которых употреблять алкоголь даже в малых дозах вредно и опасно для организма. Проникая в кровь, наибольшую концентрацию алкоголь получает в головном мозге. Это в первую очередь сказывается на рефлексах. Ещё И.П. Павлов показал, что после принятия алкоголя  восстановление рефлексов происходит лишь через 8-20 дней(2). Поэтому алкоголь даже в малых дозах не допустим для тех, кто сел за руль, даже если человек выглядит трезвым и с момента употребления алкоголя прошло много времени. Учёными уже давно было установлено, что, попадая в кровь, содержащийся в алкоголе спирт приводит к склеиванию эритроцитов, поскольку растворяет покрывающую их жировую ткань, препятствующую их слипанию. Для крупных кровеносных сосудов слипание эритроцитов не так опасно, но в крохотных капиллярах головного мозга это приводит к закупорке сосудов и их последующему отмиранию, то есть по сути дела к микроинсультам, в результате чего у человека после употребления алкоголя и возникают головные боли. Отмершие клетки выводятся из организма вместе с мочой, почему и говорят, что выпивший на следующий день «мочится своими мозгами». Это происходит и у «умеренно» пьющих людей. Сторонники «умеренного» пития поспешат опровергнуть этот факт как теоретическими доказательствами в виде научных статей о пользе умеренного употребления алкоголя, так и эмпирическими доводами: мол, есть люди, которые всю жизнь умеренно пили и пьют, и ничего, умственно и физически здоровы. Что касается первого довода, то, если бы наука давно уже не превратилась в служанку экономических интересов заинтересованных лиц, таких псевдонаучных статей вообще не было бы, а что касается второго довода, то, действительно, есть люди которые унаследовали от своих родителей хорошую генетику, длительное время позволяющую им себя увечить без видимого для окружающих вреда. Однако на самом деле их здоровье лишь внешнее, кажущееся, ведь никто из «эмпириков» не проводил вскрытия таких людей после их смерти и не сказал, что они смогли бы прожить ещё 20-30 лет, никто не заглянул им мозг и не увидел, что человек вместо творческой и высокой личности, способной развиваться до глубокой старости, уже в расцвете сил превратился в биоробота, вполне умело выполняющего ранее усвоенные навыки, но испытывающего серьёзные трудности там, где требуется полёт мысли и способность к усвоению нового. Такие факты о мозге «умеренно пьющих» известны уже давно, но по определённым причинам они не стали достоянием широкой общественности, а зря, ведь каждый человек воочию убедился бы, что мозг любого умеренно пьющего человека уменьшается в объёме, становясь «сморщенным» мозгом со всеми признаками атрофии, представляя собой целое кладбище погибших корковых клеток.


Итак, алкоголь в любых дозах пагубно действует на головной мозг, приводя к закупориванию мелких капилляров головного мозга, в результате чего они отмирают. Почему же человек не ощущает, что он стал «глупее» после выпитой рюмки? Может быть, эти сосуды как-то восстанавливаются, и мозг возвращается к нормальной работе? Нет, это заблуждение, которым тешат себя любители выпить. Дело в том, что мозг передаёт другим клеткам выполнение тех функций, которые ранее выполнялись отмершими клетками, однако через определённое время объём отмерших клеток становится уже достаточно большим, отчего память, рефлексы, мотивация, творческие способности снижаются, хотя внешне человек кажется вполне адекватным. Фёдор Григорьевич Углов, знаменитый хирург и борец за трезвую жизнь, написавший много книг о вреде алкоголя, в качестве примера остановки в развитии и деградации личности из-за «культурного» употребления алкоголя рассказывает печальные истории своих коллег-хирургов, многие из которых, будучи очень талантливыми врачами, вынуждены были либо оставить свою профессию, либо остаться на посредственных должностях(3). Алкоголь действует так, что «у человека утрачиваются самые позднейшие, самые свежие усовершенствования и «успехи», добытые умственным напряжением, скажем, за последнюю неделю или месяц. Человек после приёма алкоголя возвращается к тому же уровню умственного развития, который у него был раньше»(4). Вот что скрывается под аргументом сторонников снятия стресса при помощи алкоголя. Вместе со стрессом забывается и накопленный опыт и знания! Вообще, этиловый спирт, входящий в состав пива, вина, водки, коньяка, является сильнейшим ядом, о чём в СССР ещё в 1972 г. сообщалось в ГОСТе: «Этиловый спирт — легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, вызывающая сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». Однако по указанию заинтересованных в продаже алкоголя лиц в этом определении остались только слова из первой части, касающиеся внешнего описаниям жидкости(5). Вот так происходит подмена понятий в нашем сознании, а было бы неплохо показывать в телевизионный час пик рекламу с определением алкоголя из ГОСТа 1972 г. вместо рекламы, например, пива.

 


Кроме мыслительной деятельности как таковой у человека под действием алкоголя изменяются также эмоции и поведение. Здесь сторонники употребления алкоголя, оправдывая поведение выпивших, прикрываются народными пословицами, например: «что у трезвого на уме — то у пьяного на языке», и такими высказываниями древних, как, например, «истина в вине». На наш взгляд те, кто повторяют подобные фразы в смысле оправдания пьянства, подобны компьютерам и другим носителям информации, которые невольно передают другим ранее заразивший их вирус, приводящий к неправильной работе системы. Аргументация у таких людей следующая: если выпивший человек уподобляется скотине, то такова его природа; если он из порядочного семьянина превращается в любвеобильного или даже насильника, то такова его природа. Если же он становится добрее и более щедрым, то такова его природа. Однако это слишком вольное допущение, которое основывается только на собственных ощущениях тех людей, которые сами становятся «лучше». Считать так означало бы заклеймить огромное количество ни в чём не повинных людей, а других наделить несуществующими качествами. Всё дело в том, что процесс торможения и возбуждения коры головного мозга под действием алкоголя у каждого человека происходит по-разному и огромную роль в этом играет наследственность. У кого-то участки мозга, отвечающие за нравственность и контроль инстинктов, блокируются активнее, на фоне чрезмерной стимуляции участков, отвечающих за агрессию и восприятие. Кроме того, в сознании человека на момент принятия алкоголя может застрять та или иная вредоносная информационная программа(6), которую мозг, будучи трезвым, старается подавить и уничтожить при помощи врождённой этики, однако алкоголь подавляет действие этики и провоцирует развёртывание этой программы. Следует сказать, что некоторые народы, с точки зрения генетики, вообще не располагают способностью блокировать пагубное действия алкоголя на центральную нервную систему. Это относится, прежде всего, к северным народам, у которых нет присущего южным народам фермента алкогольдегидрогеназы. Данный фермент выработался у южных народов благодаря тому, что они на протяжении многих веков употребляли в пищу виноград, из-за чего внешне алкоголь производит на них менее пагубное воздействие, в то время как для таких народов, как чукчи, эвенки, эскимосы, североамериканские индейцы, а также и для многих русских употребление даже небольших доз алкоголя может привести к неадекватному поведению и к стойкой алкогольной зависимости, из-за чего само существование целого народа может быть поставлено под угрозу. Считается, что основной причиной постепенного сокращения численности американских индейцев была «огненная вода», к которой их приучили их бледнолицые «братья». Многие северные народы России находятся в подобной ситуации, и поэтому некоторые сёла даже идут на отчаянные меры: вводят сухой закон.

 


Теперь рассмотрим, как влияет алкоголь на другие органы. Прежде всего, от алкоголя страдает желудок и печень. Алкоголь раздражает стенки желудка, а железы желудка сначала выделяют много слизи, а затем атрофируются. Пищеварение в желудке становится неполноценным, пища в нём застаивается или попадает в кишечник непереваренной. Из-за этого возникает гастрит, который может перейти в рак желудка, если не устранить причину и не лечить его(7). Печень от алкоголя уменьшается в размерах, сморщивается, поскольку печёночные клетки погибают. Сосуды печени сдавливаются, кровь в них застаивается, давление повышается в 3-4 раза. Если происходит разрыв этих сосудов, начинается сильное кровотечение, от которого больные часто погибают(8). До 80% смертей от цирроза печени происходят из-за употребления алкоголя. Кроме печени, от употребления алкоголя страдает и поджелудочная железа. Алкоголь уничтожает особые клетки в ней, которые вырабатывают инсулин, поэтому очень часто на почве алкоголя возникает панкреатит и диабет и, если человек продолжает употреблять алкоголь, это может привести к острому приступу панкреатита и даже смерти(9). Алкоголь вреден и для сердца, поскольку приводит к алкогольной гипертонии, возникающей из-за нарушения функций надпочечников с повышением уровня адреналина. Кроме того, поражается мышечный средний слой сердца, миокард, приводя к нарушению ритма сердца и сердечной недостаточности. Ф.Г. Углов также опровергает бытующее заблуждение о том, что алкоголь расширяет коронарные сосуды и тем самым предупреждает инфаркты. Да, крупные артерии у пьяниц нередко остаются проходимыми, но у мелких внутрисердечных сосудов присутствуют глубокие изменения всех сосудистых стенок со склеротическими изменениями как в самих стенках, так и в окружающих их миокарде(10)
Следует сказать, что употребление алкоголя и занятие спортом — несовместимые вещи не только потому, что под действием алкоголя внутренние органы работают с дополнительной нагрузкой, на износ, но и потому, что алкоголь приводит к резкому падению тестостерона в крови, в результате чего происходит деградация мышечных тканей(11). Ф.Г. Углов пишет, что в результате опытов было установлено, что алкоголь действует на специфический фермент печени, разрушающий тестостерон. Участникам опыта в течение четырёх недель давали незначительное количество спирта, разведённого до крепости вина. После этого у них были взяты анализы печени, которые показали увеличение фермента, разрушающего тестостерон, от двух до пяти раз. После прекращения эксперимента показатели пришли в норму, однако при постоянном употреблении спиртного наблюдается стойкий эффект(12). Таким образом, регулярное употребление спиртного, в том числе безобидного на первый взгляд пива, приводит к тому, что мужчины всё меньше ощущают себя мужчинами. Их физическая сила слабеет, поскольку мышцы атрофируются, а психологически они ставятся более трусливыми и лживыми. И действительно, как ведут себя многие регулярно выпивающие женатые мужчины? Они проявляют невиданную изворотливость и ум, чтобы, улизнув от жены, выпить в «мужской» компании, а потом, как пойманный матерью подросток, начинают придумывать серьёзные причины, однако те же мужчины избегают принятия ответственных решений и передают управление семьи женщине, которая в свою очередь приобретает ненужные ей мужские качества, и возникает порочный круг. По этой же причине часто можно встретить безвольных пьющих мужчин, над которыми командуют жёсткие женщины(13).


Наконец, необходимо сказать о том, как алкоголь влияет на генетику человека. Ещё в древности законы разных стран запрещали употреблять алкоголь молодожёнам. Статистика, которую приводит Ф.Г. Углов в своей книге показывает, что в семьях пьющих в пять раз меньше здоровых от рождения детей, чем в непьющих семьях, детская смертность в них в пять раз больше, а больных детей в 3,5 раза больше. Причём речь идёт не о об алкоголиках, а о так называемых «культурно пьющих» людях. И даже у ранее не выпивавших молодых людей, позволивших себе в день свадьбы выпить и зачать ребёнка, рождаются дети с отклонениями. Научные данные показали, что алкоголь, как сильнейший протоплазматический яд в резкой степени воздействует на зародышевые клетки обоих полов. У мужчин, систематически употребляющих спиртные напитки, имеют место глубокие анатомические изменения как в самих репродуктивных органах, так и в зародышевых клетках. Последние деформированы, их количество, активность и жизнеспособность резко нарушены. Извращается и функция гормональных элементов, и параллельно происходят глубочайшие изменения психики, касающиеся интимной стороны жизни супругов. В отношении же человеческого зародыша алкоголь в настоящее время считается наиболее токсичным из всех известных ядов(14). Автор приводит данные статистического исследования всенародной переписи Швейцарии в 1900 году. В стране было выявлено  девять тысяч идиотов. Анализ показал, что все они были зачаты главным образом в течение двух коротких периодов года, а именно в период сбора винограда и на масленицу, когда люди больше всего пьют. При этом наибольшее число идиотов дали винодельческие кантоны Швейцарии. Подобные данные несколько раньше были получены и во Франции. Фёдор Григорьевич приводит описание других  экспериментов, доказывающих вредное влияние алкоголя на потомство, и делает следующий вывод: «Зародышевые клетки, пришедшие в состояние дегенерации вследствие алкогольной интоксикации, несут в себе реальную угрозу дегенерации потомства. Для восстановления же нормального состояния и появления совершенно здоровых, полноценных зародышевых клеток требуется очень длительный период, точные сроки которого ещё никто не описал [курсив наш, — Ред.].Поэтому весь репродуктивный период, если молодые родители мечтают иметь полноценного ребёнка, они должны полностью, как я уже говорил, исключить из своей жизни алкоголь во всех видах и любых количествах»(15).


Огромный, несравненно больший, чем взрослому, вред наносит употребление алкоголя молодому организму. Достаточно сказать, что смертельная доза алкоголя из расчёта на килограмм веса для подростка в 4-5 раз меньше. Так, если смертельная доза алкоголя для взрослого человека весом в 64 килограмм составит приблизительно 1200 граммов 40-градусной водки, то для ребёнка весом в 16 килограмм она будет не в четыре, а в двадцать раз меньше, то есть составит всего 60 грамм. Ф.Г. Углов рассказывает один случай, описанный в одном из полученных им от читателей писем. В письме мать поведала о постигшем их горе. Отец однажды взял своего десятилетнего сына Ваню на зимнюю рыбалку, и во время обеда товарищи отца дали мальчику полстакана водки. Мальчик сначала отказывался, так как знал, что алкоголь вреден, но отец, на которого мальчик всё время поглядывал, ища защиты от уговоров, согласился. Мальчик смог выпить только одну треть стакана. Ему дали закусить, но его мутило, и ему не хотелось есть. Посидев немного, мальчик вдруг повалился на снег и потерял сознание. Хотя его срочно на машине повезли в больницу, врачи не смогли его спасти, и он умер, не приходя в сознание. Отец недоумевал: как из-за такого малого количества спиртного смогла наступить смерть? Оказывается, может, и многие взрослые не имеют ни малейшего представления о той опасности, которой они подвергают детей. Чем моложе организм, тем меньше нужно, чтобы принести непоправимый вред. Другому мальчику с семимесячного возраста от болей в животе родители ежедневно давали 10-20, а после года по 50-80 граммов водки, разведённой подслащённой водой. У мальчика вскоре возникла алкогольная зависимость, и он не мог заснуть без приёма алкоголя. На третьем году жизни развитие ребёнка приостановилось, затем пропал аппетит, появился жидкий стул, мальчик начал худеть, у него увеличилась печень. Его поместили в больницу, где после курса лечения ему на время стало лучше, но через три месяца он умер от цирроза печени. Автор также приводит данные эксперимента врачей Вены, в сущности преступного, в котором школьникам регулярно давали небольшие дозы алкоголя, чтобы выявить его влияние на их способности и успеваемость. Все дети, которым давали алкоголь, стали плохо учиться, и у них резко менялся в худшую сторону характер(16). Другой эксперимент, о котором сообщил французский врач Деммье, был проведён двумя отцами над своими детьми. В течение нескольких месяцев мальчикам давали выпить во время еды виноградного вина, разбавленного водой. Затем такой же срок они обходились без спиртного. В период приёма вина дети после наступающего вначале оживления становились затем вялыми, сонливыми. В школе  успеваемость их снижалась, занимались они с трудом, снизилась их способность к заучиванию и пересказу прочитанного, испортился почерк. Мальчики стали допускать много ошибок в математических действиях. В тоже время появилось нехарактерное для них равнодушие, беспечность, они не проверяли свои контрольные работы, правильность решения задач. Стали наблюдаться новые черты в их характере: дерзость, заносчивость, замкнутость(17). Но ведь то же самое происходит со взрослыми, только, возможно, не так ярко и быстро!
Конечно, всегда найдутся люди, которые займут умеренную позицию и посчитают, что мы намеренно запугиваем читателей, приводя примеры крайностей и злоупотребления спиртным. Такие люди будут утверждать, что если человек выпьет небольшую дозу некрепкого виноградного вина, а в следующий раз он выпьет такую же дозу лишь через два-три месяца, то вред будет относительно небольшой. Да, но, во-первых, кто так пьёт у нас? Единицы. Но даже и эти единицы вносят свой вклад в поведенческую модель, которая прививается детям и молодёжи. Вот так мы и подошли вопросу об ответственности умеренно пьющих за горе других людей и о роли, которую каждый человек играет в этом процессе. Почему дети и подростки начинают пить? В первую очередь, это происходит тогда, когда родители сами употребляют спиртное. В человеческом мозге есть так называемые зеркальные нейроны, которые отвечают за наше бессознательное обучение тем процессам, которые мы видим. Любой человек, и в большей мере это выражено у детей, невольно ассоциирует себя с субъектом наблюдаемого им действия, поэтому и говорят: «дети могут вас не слушать, но они повторяют всё то, что вы делаете». Многочисленные сцены с распитием алкоголя взрослыми откладываются в хранилищах памяти ребёнка, и в определённый момент они могут быть извлечены как поведенческая модель. По нашему мнению, первое сознательно употребление алкоголя и табака подростками в настоящее время происходит из-за желания стать взрослыми и выступает аналогом инициации, которую юноши и девушки получали в первобытных или древних обществах, после чего изменялся их социальный статус. Как и все инициации они связаны с необходимостью вначале претерпеть различные неудобства и даже боль, но желание стать взрослее, перейти в другой статус (мужчины и женщины) пересиливает отвращение, которое многие подростки поначалу испытывают к алкоголю и табаку, и только через некоторое время они уже оказываются по-настоящему зависимыми(18). Следует сказать, что это чудовищное заблуждение, за которое подросткам впоследствии приходится расплачиваться своим здоровьем, здоровьем своих детей и окружающих. Взяв в руку стакан вина и закурив сигарету, они воображают, что тем самым они становятся взрослыми(19), хотя это качество определяется по совершенно другим признакам, главным из которых является чувство ответственности за себя и за других, а употребление алкоголя и табака, наоборот, свидетельствует об отсутствии этого чувства. Таким образом, главная ответственность лежит на родителях, поэтому если они позволяют себе хоть немного выпить или угощают спиртным других людей, вероятность того, что их дети будут употреблять спиртное, резко возрастает(20).


Далее, приобщить к спиртному могут также и близкие родственники, соседи и знакомые. Ф.Г. Углов в своей книге приводит рассказ о том, как один мужчина, дядя Петя, будучи «умеренно пьющим» приобщил к распитию спиртного своих соседей, мальчиков 13-14 лет. Жена дяди Пети давно умерла, он жил один, был инвалидом и подрабатывал вахтёром, поэтому у него было много свободного времени. Когда один из соседских мальчиков случайно заглянул к нему, дядя Петя был рад новой компании, пригласил его к себе, налил водки, как взрослому и заверил, что ничего не скажет родителям. Через несколько недель мальчик привёл с собой своего друга. Родители заметили, что с их детьми происходит что-то неладное: они стали хуже учиться, забросили спорт, осунулись и стали каким-то диковатыми(21). Когда всё выяснилось, дядю Петю привлекли к уголовной ответственности, но как оценить тот вред, который был нанесён подросткам? И дело даже не в том пагубном воздействии на молодой организм, которое произвёл алкоголь, а в создании определённых условных рефлексов и возможной зависимости, в той психологической травме, которая может остаться на всю жизнь. А сколько таких «дядей Петь» уже было, есть и будет? И как часто ими могут быть друзья родителей или их ближайшие родственники? Но вот, что странно. Каждый из них, угощая чужого сына или дочь спиртным и заверяя, что это будет сохранено в тайне от родителей, вовсе не хотел бы, чтобы с его детьми происходило то же самое.


Бывает ещё так, что подростков к спиртному приобщают преступники для вербовки новых членов своей группировки. Ф.Г. Углов рассказывает историю о том, как вышедший на свободу уголовник, будучи опытным вором и неплохим психологом, решил найти себе подручных среди подростков, завязав с ними дружбу тем, что несколько раз в кафе на улице угостил их пивом. Потом он стал приглашать их к себе домой, где угощал и пивом и водкой, причём пьянство всегда проходило за счёт уголовника. Затем он указал ребятам на то, что и они должны финансово участвовать в попойках, и тогда ребята начали тайно брать из дома деньги. И вот в один момент, когда уголовник понял, что ребята психологически и нравственно созрели для «дела», он втянул их в ряд мелких краж и готовил к крупным. Родители заметили, что с их детьми происходит что-то неладное: они стали плохо учиться и вообще забросили школу. И тогда родители проявили чудеса мудрости и такта. Они были достаточно умны, чтобы не обострять ситуацию и не ругать, и не наказывать ребят, так как это ещё более замкнуло бы их в себе. Родители долго и тактично объясняли, на какой скользкий путь вступили ребята, когда начали обманывать взрослых и школу. Наконец, правильный «ключ» к их сердцу был подобран, и ребята всё рассказали родителям, взяв с них слово, что те не выдадут их «руководителя». Родители же категорически потребовали от них бросить пить и начать учиться. И лишь спустя некоторое время по совету родителей подростки решительно заявили своему «руководителю», что порывают с ним раз и навсегда. Ф.Г. Углов считает, что именно разумный и тактичный подход родителей привёл к благополучному исходу этой истории, и если бы родетели не проявили такую осторожность и такт, их дети могли бы стать на преступный путь(22). Следует сказать, что для вербовки своих «жертв» уголовники вместо алкоголя могут использовать и гораздо более сильнодействующие наркотики, которые ещё больше разрушают психику подростков, однако подросткам известно их разрушительное действие, в отличие от алкоголя, поэтому преодолеть психологический барьер страха последствий гораздо сложнее, если только опять-таки алкоголем не была подготовлена соответствующая почва.


Вот мы назвали тех, из-за кого подростки могут приобщиться к алкоголю: родители, друзья родителей, родственники и знакомые, соседи, случайные люди и даже уголовники. Но ведь и влияние СМИ, литературы, искусства, кино огромно, и оно начинается с самого детства! И вся сложность проблемы заключается в том, что произведений, напрочь лишённых сцен, в которых пьют или курят, очень мало, и очень часто даже в очень хороших фильмах мы видим, как главные герои и пьют, и курят. А ведь это создаёт мощнейший ассоциативный пример для подражания миллионам подростков. Вот, например, фильм «В бой идут одни старики». Замечательный фильм о войне, но его герои постоянно курят, позволяют себе выпить, и даже непьющий рядовой «Кузнечик» считает, что ему положено выпить 100 грамм за сбитый им самолёт, так как это дело принципа. А песни? Они же оседают в голове подростов как руководства к действию. И в этом случае есть изначально неприемлемые, явно диверсионные песни, в которых пьянство — основная мысль, как например молдавская песня «sa tragem o betie, caci viata nu e rea….»(23). Такие песни слушают только явные дегенераты или те, кто уже находятся в состоянии алкогольного опьянения, и для них эти строки являются своеобразным оправданием. Однако есть песни, которые по содержанию и форме представляют собой художественные произведения, но в их смысловую ткань вплетено употребление алкоголя. Примером такого произведения может послужить песня «Давай за жизнь, … давай, брат, до конца» российской группы «Любэ», в которой призывом поднять стакан и выпить за многочисленные роды войск связываются современные военные события и события Великой Отечественной войны. В песне тонко переплетается боль за погибших в войне, в том числе родственников, уважение к ним с орудием, которое в мирное время уносит жизни других людей, — алкоголем(24). Даже в мультфильмах герои курят. В сказках пьют вино и пиво. Что же делать? Ф.Г. Углов приводит слова кандидата философских наук А. Грибакина, который сетует на слабое по силе действие антиалкогольных программ медицинских работников и несоизмеримое влияние СМИ, пропагандирующих в разных образах употребление алкоголя и курение, и задаёт общественности следующий вопрос: «Где он, утверждающий трезвость, обаятельный, сильный и умный герой, способный увлечь и повести за собой молодёжь? Не просто непьющий человек, а „воинственно пропагандирующий трезвый образ жизни“»(25). Мы считаем, что необходимо увеличивать количество произведений с такими героями, а число сюжетов, в которых употребление алкоголя осуждалось бы ненавязчиво, но категорично, постоянно росло, тогда как появление явно диверсионных произведений следует пресекать, для чего в стране должен быть независимый орган, занимающийся этической цензурой. Этот же орган должен разработать специальное руководство для учителей общеобразовательных школ, которые должны разъяснять школьникам вред алкоголя и курения. И здесь возникает вопрос, который также поднят Ф.Г. Угловым в цитируемой нами книге: учитель должен соответствовать тому, что он называет подобающим, то есть если он говорит, что пить и курить вредно, он сам не должен ни пить, ни курить(26). И это совершенно верно, поскольку учитель должен быть авторитетом не только в области своего предмета, но и с точки зрения этики и личностных качеств.


Однако мы рассуждаем о необходимости создания независимого органа по этике так, как если бы люди сами по себе приобщались к этим пагубным привычкам, в то время как всегда были, есть и захотят быть серьёзно заинтересованные в массовой продаже алкоголя и табака лица. Владельцы компаний по производству табака и алкоголя, как в прошлом владельцы кабаков, наживаются на людском горе, но это не мешает им дальше заниматься этим бизнесом, используя самые разнообразные рычаги давления на население, вплоть до того, что винная и табачная отрасль становятся приоритетными отраслями государства. При этом они и их сторонники заявляют, что продажа алкоголя и табака приносит стране огромный доход и что неразумно было бы дискредитировать этот бизнес, поскольку без него страна потерпит серьёзные экономические и прочие убытки. Для опровержения этой точки зрения необходимо обратиться к истории. Кто знает историю, понимает настоящее и может прогнозировать будущее. Во-первых, следует сразу же опровергнуть навязанный нам стереотип о многовековом пристрастии русских к алкоголю. В восьмидесятых годах XIX-го века были изучены данные потребления алкоголя на душу населения, и в России этот показатель был самым низким по сравнению с Европой и Америкой — ниже 4,7 литра в год, в то время как во Франции он составлял 22,9 литра(27). Кроме того, до внедрения промышленного  производства вина и водки в России домашние хозяйства готовили главным образом слабоалкогольные напитки. И наконец, для женщины выпить глоток вина был стыд и грех. Но именно начиная с XIX-го века в России наблюдается активное внедрение алкоголя. Были открыты кабаки и корчмы, круглосуточно продававшие алкоголь. Причём владельцами этих кабаков были иноверцы, которые сами алкоголь вообще не употребляли. Возникновение подобных кабаков произошло задолго до XIX-го века, но в XIX-м веке их открылось великое множество. Владелец кабака, будучи также и ростовщиком, пользовался людской слабостью и обирал крестьян до нитки, продавая алкоголь в долг. Ф.Г. Углов пишет, что в одной только Минской губернии 1548 питейных заведений из 1630 принадлежали иноверцам(28). Великому русскому поэту Г.Р. Державину правительством было поручено изучить причины голода в Белоруссии, когда в два неурожайных года, 1854-м и 1855-м, умерло в два раза больше человек, чем родилось, что повторялось и во всех северо-западных губерниях страны. Он пришёл к выводу, что помещики отдали на откуп винную продажу и заключили с откупщиками соглашение, чтобы их крестьяне покупали всё только у этих откупщиков и только им продавали свою продукцию, разумеется, по дешёвке. Кроме этого, в каждом селении была открыта как минимум одна корчма, где круглосуточно продавалось вино. «Сии корчмы не что иное суть, как сильный соблазн для простого народа. В них развращают свои нравы крестьяне, делаются гуляками и нерадетельными к работе. Там [в корчмах — Ред.] выманивают у них не только насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашные орудия, имущество, время, здоровье и саму жизнь»(29). Ф.Г. Углов пишет, что после публикации данных Г.Р. Державина и других патриотов Родины русская демократическая интеллигенция провела среди населения большую разъяснительную работу, да и сами крестьяне начали понимать, что их сознательно толкают к пьянству, чтобы разорять и грабить. В итоге в 1858-1859 годах в России возникло мощное трезвенническое движение. Тысячи сёл и деревень, сотни тысяч людей выносили решения о закрытии питейных заведений. Стали возникать общества трезвости. В июле 1859 года Святейший Синод вынес решение, в котором обязал священнослужителей «содействовать возникновению в городских и сельских сословиях благой решимости воздержания от употребления вина». Однако официальные власти грубо пресекли трезвенническое движение, отменив приговоры городских и сельских обществ о закрытии питейных заведений, запретив собрания на тему употребления алкоголя и бросив в тюрьмы более одиннадцати тысяч крестьян. Даже с церковью правительство вошло в конфликт, отстаивая интересы виноторговцев(30). Однако, несмотря на попытки правительства поддержать пьянство на прежнем уровне, его уровень продолжал снижаться. Некоторые люди, возмущённые действиями царского правительства против народа, вступили в секты, в частности штундизма и малевщины, в которых борьба против алкоголя являлась одним из направлений деятельности. Многие писатели второй половины XIX-го века, такие как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов не оставались равнодушными к судьбе народа, поддерживали его и вели активную разъяснительную работу. Ф.М. Достоевский писал: «Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяниц? ...Вот нам необходим бюджет великой державы, а потому очень, очень нужны деньги; спрашивается: кто же их будет выплачивать через эти пятнадцать лет, если настоящий порядок продолжится? Труд, промышленность? Ибо правильный бюджет окупается лишь трудом и промышленностью. Но какой же образуется труд при таких кабаках и промышленности?». Ф.М. Достоевский страстно верил в русский народ, поэтому, несмотря на мрачную ситуацию, был убеждён, что народ сможет найти в себе охранительную силу, которую не раз уже находил в трудные минуты, избавится от кабака. Также писатель считал, что в борьбе за трезвость людям должна помочь интеллигенция: « Что если бы со своей стороны поддержали их все наши передовые умы, литераторы, наши социалисты, наше духовенство и все, все изнемогающие ежемесячно и печатно под тяжестью своего долга народу. Что, если бы поддержал их и нарождающийся наш школьный учитель!»(31).


Л.Н. Толстой публикует многочисленные статьи, обличающие пьянство и «культурное» питие. В статье «Богу или Мамоне» он с возмущением пишет: «Огромные пространства лучших земель, на которых могли бы кормиться миллионы бедствующих теперь семей, заняты табаком, виноградом, ячменем, хмелем и, главное, рожью и картофелем, употребляемыми на приготовление пьяных напитков: вина, пива и, главное, водки. Миллионы рабочих, которые могли бы делать полезные для людей вещи, заняты приготовлением этих предметов. В Англии вычитано, что одна десятая всех рабочих занята приготовлением водки и пива. Какие же последствия от приготовления и употребления табака, вина, водки, пива?.. Редкий вор, убийца совершает своё дело трезвым. По записям в судах видно, что девять десятых преступлений совершаются в пьяном состоянии… в некоторых штатах Америки, где совсем запрещены ввоз и продажа всяких наркотиков, преступления почти прекратились: нет ни воровства, ни грабежей, ни убийств, и тюрьмы стоят пустые»(32).


Идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского подхватили студенты и все, кому была небезразлична судьба народа и Родины, в результате чего в 1885-1890 гг. последовала вторая волна подъёма движения народных масс за трезвость. Тогда правительство России, увидев, что доходы от продажи спиртных напитков неуклонно уменьшаются, решило провести реформу в производстве и торговле алкоголем и установило государственную монополию на эту отрасль. В правительственном циркуляре от 28 ноября 1896 г. цинично заявлялось, что казённое вино, в отличие от кустарного, отвечает самым строгим санитарным требованиям и с его употреблением в семьях водворились «тишина и согласие» и что крестьяне выражали свою благодарность батюшке царю за то, что избавил народ от пагубного влияния дореформенного кабака. По существу, вместо того чтобы оградить народ от вредного влияния алкоголя, правительство неприкрыто расхваливало казённый алкоголь и пропагандировало его употребление. Но сегодня ведь происходит то же самое! Во многих странах винная статья доходов в бюджет внушительна, а употребление вина пропагандируется на уровне властей. У нас в Молдавии ежегодно перед зданием правительства городскими властями организуется массовое бесплатное распитие алкогольных напитков под лозунгом «День вина». Более того, в этом году молдавский парламент принял закон о том, чтобы считать продуктом питания вина крепостью ниже 15%, чтобы либерализовать рынок сбыта, а значит, скоро в СМИ мы увидим агрессивную рекламу вина!(33)

Члены Варнавинского народного общества трезвости у чайной Общества. 1913 г.


Ф.Г. Углов подчёркивает, что немалую роль в развитии трезвеннических настроений в народе сыграли общества трезвости. Началось их создание в 1894 году, а к 1914 году, когда под их давлением в стране был введён сухой закон, их было уже 400. Несмотря на активное сопротивление царского правительства, 28 декабря 1909 года был созван первый всероссийский съезд по борьбе с пьянством, на который были приглашены широкие слои русской интеллигенции, а также крупнейшие учёные: М.Н. Нижегородцев, В.М. Бехтерев, В.П. Осипов, Н.Ф. Гамалея и другие. Дебаты и требования о введении трезвости проникли в Государственную думу, и в результате упорной борьбы в 1914 году был введён закон о трезвости, запрещающий продажу вина по всей стране. Однако право запрета предоставлялось местным городским и сельским собраниям. И тогда удивительно, но в стране не осталось ни одного населённого пункта, где не воспользовались бы этим правом! Конечно, производители и торговцы спиртным начали борьбу и многочисленными подкупами и давлением на местную администрацию добивались частичного или временного отмена закона. Кроме того, их стал поддерживать международный комитет  виноторговцев, который начал атаковать русское правительство через международную прессу (сегодня методы не изменились). Не добившись успеха, виноделы и виноторговцы  начали рекламировать производство кустарного хмеля, раздавая листовки с описанием способов его изготовления. И, наконец, когда ничего не помогло, начали охаивать сухой закон, извращая факты и доказывая, что он, якобы, принёс только вред(34). Однако обширные исследования и статистические данные, которые приводили учёные того времени и которыми пользуется Ф.Г. Углов показывают, что страна во всех сферах получила многократно бoльшую выгоду от сухого закона. Во-первых, произошло резкое снижение преступности. Во-вторых, изменился досуг людей: они стали чаще посещать культурные мероприятия (театр, оперу и т.д.), у них стали формироваться новые традиции (например, трезвые свадьбы). В-третьих, увеличилась покупательная способность народа и ранее пропиваемые деньги стали либо тратиться на семью, либо сохранялись в сберегательных кассах. В-четвёртых, увеличилась работоспособность рабочих и производительность труда. В-пятых резко снизилось число психических заболеваний на почве алкоголизма, а также число хронических алкоголиков. В-шестых, резко снизилось число несчастных случаев и травматизма на рабочем месте(35), а также число случаев травматизма в результате пьяных драк. В-седьмых, резко уменьшилось число самоубийств(36). На этом мы завершим рассмотрение исторической части этого вопроса и отошлём интересующегося продолжением читателя к книге Ф.Г. Углова, ограничившись лишь замечанием о том, что в целом сухой закон в России принёс огромную пользу, и неизвестно как бы развивалась история облегчённого от тяжкой ноши — пьянства — российского народа, если бы не война и революция. Что касается антиалкогольной кампании в СССР в 1985-1987 годы, которая является наиболее известной в настоящее время, она проводилась с грубейшими ошибками с точки зрения работы с общественностью, почему и провалилась. Так, на фоне принятых законов, ужесточающих наказание за распитие спиртного в общественных местах, сокращения производства легального алкоголя, по-прежнему оставались фильмы, наподобие «Иронии судьбы», которые открыто пропагандировали пьянство; коррупция и производство нелегального алкоголя процветали при явном попустительстве властей, а сами чиновники, несмотря на обязательство быть трезвенниками, могли легко достать спиртное и продолжали устраивать пьянки, о чём, конечно становилось известно простому народу. Но даже несмотря на это в стране за этот период увеличилась рождаемость, продолжительность жизни увеличилась на 2,6 года, достигнув максимума за всю историю России, а преступность, и смертность снизились(37)!

Наложение графиков динамики потребления алкоголя и доли родившихся дефектных детей, 1935—1965 гг. в СССР, из книги академика РАМН Ф. Г. Углова.

Итак, по-нашему мнению, правительство любого государства, поддерживающее алкогольную, а также табачную промышленность совершает преступление против своего народа. Вред, приносимый алкоголем, и благо, которое приходит с отказом от него, несомненны и доказаны историей. Однако ни люди сами по себе, ни желающее нажиться на их горе правительство и предприниматели, прикрывающиеся лицемерными лозунгами борьбы с пьянством, не хотят сделать должных выводов. Даже простой экономический расчёт показывает: прибыль от продажи этих наркотиков населению во много раз меньше тех выгод, которые государство получает от всеобщей трезвости. Так, немецкий экономист Людвиг Эльстер пришёл к заключению, что в довоенное время доход Германии от налогов и акцизов на пиво и другие спиртные напитки составил 535 миллионов марок, а убытки от употребления алкоголя — 6 334 миллиона марок(38). Подсчёты американских и французских экономистов в отношении своих стран более скромные, но, тем не менее, у них убытки превышают доходы в 3-5 раз соответственно. Какие огромные ресурсы были бы высвобождены! Сколько людей ежегодно умирают от болезней, связанных с принятием алкоголя? Сколько погибают из-за аварий по вине пьяных водителей? Сколько получают травмы и становятся калеками на всю жизнь? Сколько семей было разрушено, сколько детских слёз и разбитых судеб унёс этот враг?(39) А сколько творческих людей незаметно тупеют, останавливаются в развитии из-за выпивки? И, наконец, как может сознательный человек, зная, что алкоголь — наркотик и яд, бесплатно рекламировать винную продукцию окружающим его людям, выпивая сам или угощая других, действуя как какой-то агент сетевого маркетинга и тем самым поддерживая коллективный заговор, геноцид и самоубийство народа, своих родных и детей. Это обвинение и государству и каждому человеку в отдельности, поскольку никогда государство не примет эффективный сухой закон, если население не выступит инициатором; и ответственность за это, как писал Ф.М. Достоевский, лежит, прежде всего, на тех, кто является рупором идей для народа, общественных деятелях и деятелях искусства.


Итак, повторяем: каждый человек может своим примером категорического отказа от спиртного внести свой вклад в оздоровление нации, особенно если он активно защищает свою позицию и не позволяет себе угощать других. Однако таких категорически настроенных людей очень мало, и даже убеждённые трезвенники не могут отказать своим гостям в желании выпить за здоровье непьющего хозяина. Удивительно, что дети в таких случаях проявляют бoльшую категоричность в следовании своим принципам, чем взрослые. Так, даже Ф.Г. Углов написавший уже достаточно много статей о вреде алкоголя и прочитавший много лекций на эту тему, некоторое время сохранял достаточно умеренную позицию в отношении других выпивающих, и даже сам позволял себе поднимать бокал со спиртным и чокаться с гостями и делать вид, что пьёт. Однако его семилетний сын Гриша заметил это и указал отцу на его неприципиальность и непоследовательность. И тогда Фёдор Григорьевич принял решение никогда не угощать гостей спиртным. Однако даже после этого решения ему предстояло  выдержать экзамен, который устроила ему Жизнь. К Фёдору Григорьевичу на день рождения приехал сын его давнишней пациентки, которую в своё время он успешно прооперировал. Молодой человек был родом из Грузии и наотрез отказался пить воду за здоровье именинника. Чтобы уважить дорогого гостя, прибывшего издалека, жена принесла вина, и гость выпил. Сын Ф.Г. Углова всё это время находился за столом и внимательно наблюдал за происходящим, а когда гость выпил вина у него на глазах появились слёзы. Он встал из-за стола, ушёл в свою комнату и весь вечер пролежал там, уткнувшись в подушку и рыдал. После этого в семье было категорически решено удалить спиртное из дома и не допускать его употребление. Сам Гриша, даже будучи в гостях, категорически отказывался сидеть за столом с теми, кто пьёт спиртное, открыто и прямо заявляя об этом(40). Станут ли застолья из-за отсутствия алкоголя менее весёлыми? Наоборот, опыт многих людей показывает, что атмосфера веселья в трезвой компании совершенно другая, качественно более высокая. При употреблении алкоголя веселье, как правило, носит пошлый характер, поскольку алкоголь ослабляет действие этических норм, и пошлость принимают за оригинальность. После всплеска эмоций наступает торможение рефлексов и неизбежная апатия, скука и усталость, последствия которых сохраняются от восьми до двадцати дней. Веселье же трезвой компании действует всеобще ободряюще, и гости расходятся по домам не усталые, а в приподнятом настроении, отлично помня, всё, что происходило на вечере, заряженные положительной энергией на много дней вперёд. Многим мужчинам, употребляющим алкоголь, нравится ощущение свободы и уверенности, которое он якобы приносит, нравится изливать свои чувства собеседнику, как говорят, «раскрывать душу». Но о чём это говорит? Это говорит о том, что такой человек обладает рядом психологических комплексов и страхов, блоков, которые не позволяют ему, будучи трезвым, открыто, честно и без стеснения высказать другому человеку то, что он думает и чувствует, и для этого ему приходится прибегать к помощи наркотического вещества, которое притупляет чувство страха, стыда, совести и т.д., и такому человеку становится «море по колено». Возникает очень стойкий условный рефлекс: естественная потребность человека в общении по душам переплетается с употреблением алкоголя. Но к чему сводится это общение? К поверхностным темам, пошлым шуткам и заверениям в нерушимой дружбе? На следующий день с торможением рефлексов наступает серая обыденность и неловкость за чрезмерное словоизлияние, а также взаимное сомнение в истинности сказанных на пьяную голову слов. Вот так отупляют себя современные мужчины, взращивая вместо настоящей дружбы некий суррогат. И именно поэтому не любят пьющие трезвых, потому что осознают нелепость своего вида и пустоту своих слов, ну а трезвые «платят взаимностью». Людей нужно учить не культуре пития, а культуре общения.


Теперь следует рассмотреть так называемую функцию «снятие стресса», из-за которой некоторые люди употребляют алкоголь. Алкоголь, как наркотик, действительно имеет свойство притуплять неприятные ощущения и, в частности, чувство утомления, но после недолгого облегчения неприятные ощущения и усталость только усиливаются. Как и другие наркотики, алкоголь высвобождает огромное количество психической энергии, что было подмечено специалистами по управлению массами, поэтому в послевоенный период наряду с алкоголем были опробованы и «разрекламированы» популярными рок-группами и другие наркотики, такие как марихуана, ЛСД и другие(41). Энергия целого поколения людей на Западе, начавших понимать системную коррупционность власти, рассматривающую простой народ как электоральный скот и пушечное мясо (война во Вьетнаме и в других точках земного шара), была при помощи новой музыки и наркотиков сначала высвобождена («был выпущен пар»), а затем направлена в русло движения хиппи, которое попыталось отгородиться своей идеологией от множества социальных проблем, требующих активного вмешательства каждого члена общества, но фактически поступило, как страус, прячущий от страха голову в песок. Алкоголь в этой технологии отвлечения является первой общедоступной ступенью приобщения к эгрегору отбора энергии. Как это работает? Вот кипящий энергией юноша, готовый горы свернуть ради своей возлюбленной, сделать великое дело для Родины, и его возлюбленная, получившая от предков и Жизни право и силу матери и хранительницы семейного очага, не осознавая опасности, направляются на дискотеку вместе с друзьями, где под действием социального давления — компании, выпивают. Вся толпа благодаря общему волновому, физиологическому и музыкально-смысловому состоянию образует временный общий коллектив (эгрегор), одинаково двигающийся и реагирующий на раздражители, а также выполняющий роль усилителя эмоций каждого отдельного члена. Что происходит с энергией и силой молодых людей? Как будто кто-то невидимым пылесосом проходит над ночными городами, и поднимаются в тёмную высь столбы энергии, выкачанной из всех ночных клубов и дискотек, а также отдельных мелких «тусовок». Завтра мир будет серым и скучным, и лишь к через несколько дней молодые люди восстановят свои силы, чтобы к выходным растратить их вновь. А кто же будет копить их для настоящего дела, для семьи, для будущего? «Какая общественная жизнь? О чём вы говорите? Моя хата с краю, я человек маленький. Коррупция чиновников? Сами разберутся», — такие речи можно часто услышать от «культурно пьющих» ещё молодых, но уже равнодушных людей. Вот так создаётся легко управляемое стадо, в котором каждая овца устремляется подальше от края, в центр стада, чтобы меньше было шансов пострадать от хищника(42). Об этом свойстве алкоголя «выпускать пар» писал ещё великий русский поэт XIX-го века Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

У каждого крестьянина
Душа что туча чёрная —
Гневна, грозна, — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А всё вином кончается.
Пошла по жилам чарочка —
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!

На эту тему можно говорить и писать бесконечно долго. Мы же ограничены размером журнальной статьи, поэтому пора обобщить сказанное и сделать выводы. Итак, вред алкоголя следующий:

  1. Физиологический. Алкоголь вредно действует на все органы человека, особенно на мозг, желудок, печень, сердце и репродуктивные органы; превращает человека в биоробота, выполняющего лишь усвоенные ранее навыки; приводит к рождению неполноценных детей; алкоголь для детей во много раз вреднее, чем для взрослых.
  2. Морально-этический. Алкоголь блокирует работу участков мозга, отвечающих за нравственность, контроль над инстинктами; пьющий человек нравственно вырождается, становится способным на любые преступления.
  3. Социальный. Разрушаются семьи — ячейки общества, вырождаются целые деревни, города и регионы; поведенческая модель взрослых передаётся детям.
  4. Демографический. Проистекает из физиологического, морально-этического из социального. В итоге снижается рождаемость, а родившееся потомство не здорово.
  5. Экономический. Государство тратит на ликвидацию последствий употребления алкоголя в разы больше, чем получает от его продажи.
  6. Геополитический. Поскольку алкоголь ослабляет нацию, занимаемая ею территория становится местом проживания представителей более сильных духом народов, которые не употребляют алкоголь.
  7. Культурно-духовный. В общении людей алкоголь подменяет истинные чувства суррогатом веселья и душевного подъёма; произведения искусства, упоминающие алкоголь, вольно или невольно распространяют вырожденческую суицидальную модель поведения; у народа высасывается энергия, «выпускается пар».

Мы полагаем, что сказанного достаточно для того, чтобы каждый сознательный человек сам отказался от употребления алкоголя и перестал угощать им других людей, в противном случае каждый раз, когда он будет поднимать бокал или наливать другим, его совесть, если, конечно, она у него осталась, будет говорить ему, что за этим жестом скрывается испытанное на протяжении многих веков миллионами людей горе.

Февраль 2017 г.

 Редакция журнала «Общее Дело»

 

1. Многие непьющие угощают алкоголем гостей, поскольку так принято.

2. Опыты И.П. Павлова показали, что при малых дозах алкоголь не приносил никаких видимых изменений со стороны двигательной системы животного. Но условные рефлексы у собак исчезли. Исходя из этого, Павлов сделал вывод, что такой яд, как алкоголь, даже в малых дозах отрицательно влияет на центральную нервную систему. Давая собакам даже самые малые дозы спиртного, Павлов и его помощники ни разу не получили возбуждающего действия. «Это надо понимать так, что с самого начала действие алкоголя есть действие парализующее, а не возбуждающее», — заключил учёный. URL — http://mr-rf.ru/articles/society/99897-eksperimenty-s-alkogolem-ili-pochemu-pavlov-otkazalsya-ot-zelenogo-zmiya/

3. Ф.Г. Углов сам по себе был уникальной личностью. Будучи категорическим трезвенником и ведя активный образ жизни, он продолжал оперировать до 100 лет, что само по себе является удивительным! Когда ему было 66 лет, у него родился последний ребёнок. Книга, из которой взяты данные примеры, называется «В плену иллюзий». Она была издана 1985 г. издательством М. «Молодая Гвардия» тиражом в 150 000 экземпляров, но на фоне продолжающегося показа кинокартин с элементами «культурного пьянства» это была капля в море. Далее в статье будут приводиться ссылки на это издание.

4. Там же. С. 104.

5. Оружие геноцида: самоубийство людей и его механизмы. / Прогнозно-аналитический центр Академии Управления. (2-я ред.). М.: Изд-во «НОУ Академия Управления», 2008. С. 7.

6. Это может быть постыдное поведение окружающих, являющихся для человека некоторым авторитетом, или же подобное поведение выдуманных «героев» фильмов или книг.

7. Углов. Указ. соч. С. 87.

8. Там же. С. 88.

9. Там же. С. 91.

10. Там же. С. 93. Ф.Г. Углов также рассматривает неправильное представление о действии табака и алкоголя на кровеносные сосуды и бравирование обеими вредными привычками: мол, вот я выкурю сигарету, а затем выпью, а сосуды останутся в норме, т.к. суживающий сосуды табак якобы будет нейтрализован расширяющим их алкоголем, но дело в том, что табак суживает крупные коронарные сосуды, а алкоголь приводит к подобным изменениям в средних и крупных сосудах сердца, поэтому они лишь усиливают действие друг друга.

11. Кроме того, организм получает значительно меньше питательных веществ, вследствие чего возникает дефицит аминокислот, белка, гликогена. Всё это крайне отрицательно сказывается на выносливости спортсмена, его скоростных и силовых показателях.

12. Там же. 125..

13. Умеренно пьющие мужчины регулярно попадают в различные неприятные ситуации, приводящие к временной, а иногда и пожизненной нетрудоспособности из-за полученных травм. Такой мужчина оказывается на иждивении у женщины. Парадокс! Тот, обязанность которого заключается в обеспечении семьи, по своей бездумности оказывается временным или пожизненным калекой, требующим за собой постоянного ухода

14. Там же. С. 124.

15. Там же. С. 130.

16. Там же. С. 156.

17. Там же. С. 156. Ф.Г. Углов описывает и многие другие случаи, когда невежество взрослых, позволявших детям употреблять алкоголь, приводило либо к болезням, либо к смерти детей.

18. Ф.Г. Углов пишет, что подросток предрасположен к приёму алкоголя из-за своей психологической неустойчивости. Он болезненно хочет добиться признания своей личности, и для этого он готов на всё. Если у него возникает иллюзия, будто употребление вина делает его умнее, снимет скованность, что ему в этом случае легче показать свой авторитет и эрудицию, то для него достаточно 2-3 приёмов алкоголя, чтобы привыкнуть и втянуться в винопитие. – С. 157.

19. По той же самой причине подростки начинают нецензурно выражаться, так как им кажется, что уже благодаря этому они становятся взрослее, приобретают  другой статус.

20. Один человек рассказал нам одну историю о том, как к нему, непьющему, с бутылкой домашнего вина пришёл, желая «укрепить» дружбу, уже подвыпивший односельчанин, с которым тот недавно познакомился. Старший сын непьющего человека сидел неподалёку и внимательно наблюдал за тем, что будет делать отец. Поскольку уже выпившему и малообразованному человеку трудно объяснить все физиологические, социальные и мировоззренческие причины трезвости, человек просто показал на сына и сказал односельчанину: «Мой сын знает, что я вообще не пью. Сейчас он внимательно смотрит, что я буду делать. Если я позволю себе выпить хотя бы маленький глоточек вашего вина, это отложится в его сознании следующим образом: „У папы есть принципы, но эти принципы могут нарушаться; папа говорит, что алкоголь вреден, но сам его может выпить". Поэтому в будущем, если кто-нибудь также будет уговаривать моего повзрослевшего сына выпить, он также сможет уступить, поскольку я дал ему для этого повод». Даже если дети не видят, как взрослые пьют, это не меняет сути дела, поскольку в этом случае у взрослых нет морального права говорить о вреде алкоголя.

21. Там же. С. 158.

22. С точки зрения судьбы этих подростков родители поступили мудро, и мы не уверены, что многие родители нашли бы в себе силы и мудрость так отреагировать на случившееся. Однако, с другой стороны, «руководитель» так и остался безнаказанным и продолжил поиск других «жертв». С этой точки зрения, благородство подростков, их верность слову и неприятие предательства, а также верность слову, которую проявили родители, неприемлемы, поскольку всё это относится к человеку, который напрочь лишён этих этических принципов и, не задумываясь, нарушил бы своё слово, предал и даже пошёл бы на убийство ради своих интересов. Именно из-за такой ассиметричной этики люди во всём мире часто проигрывают нелюдям, поскольку проявляют ненужное благородство и честность, которыми пользуются последние. Представьте себе, что вы на ринге ведёте бой с соперником, который не придерживается никаких правил: наносит удары ниже пояса, локтями, кусается и т.д., при этом вам это не позволяет делать ни рефери, ни сам соперник, заявляя, что так нельзя, это не по правилам, да и вам самим это претит. Какие у вас будут шансы на победу, если соперник не из слабых?

23. В переводе с молдавского языка это означает: «Давай затянем пьянку, ведь жизнь-то не дурна…..».

24. Что говорить, если диверсионный элемент содержится в Евангелии и исходит из уст самого Христа, якобы поощряющего употребление вина, которое он на тайной вечере якобы пил со своими учениками и которое символизирует его кровь. Миллионы верующих принципиально не могут стать полными трезвенниками, потому что иначе они откажутся совершать то, что делал Иисус. Но какое вино пил Иисус? То, которое он пил на тайной вечере, на самом деле было неперебродившим вином, то есть виноградным соком, а точнее свежевыжатым виноградным соком из виноградной грозди, которую специально хранили для Пасхи. Вином в то время называли все напитки, производимые из винограда. Если не принять эту точку зрения, то нужно признать, что Евангелие весьма непоследовательно, так как в одном месте оно разрешает пить вино, а в другом запрещает, а также признать, что Иисус на свадьбе в Канне Галилейской хотел довести уже напившихся вином гостей до крайне скотского состояния. Но это явно противоречит его принципам!

25. Там же. С. 166.

26. Там же. С. 212. Автор, правда, пишет о том, что курящие учителя должны хотя бы не курить в школе на переменах, но нам кажется это лицемерием, поскольку учитель не имеет морального права требовать от учеников здорового образа жизни, если он сам не ведёт его.

27. Там же. С.142.

28. Там же. С. 32.

29. Там же. С. 32. Ф.Г. Углов цитирует Г.Р. Державина из Соч., т. 7. Спб., 1872 г., с.232-233)

30. Н.А. Добролюбов и другие писатели оценили эту способность народа к самоорганизации, отметив, что сотни тысяч людей в каких-нибудь 5?6 месяцев без всяких предварительных обсуждений и прокламаций в разных концах обширной страны отказались от водки.

31. Там же. С. 36. Цитируется по Достоевский Ф.М. — Полн. Собр. Соч.. Т. 21. — Л., 1980. — С. 94-96.

32. Там же. С. 37.

34. Углов. Там же. С. 51.

35. Статистика несчастных случаев на фабриках и заводах показывала, что наибольшее число профессиональных повреждений приходилось на понедельники и послепраздичные дни. А максимум несчастных случаев в общественных местах приходился на воскресенье.

36. Ф.Г. Углов также опровергает здесь  мнение скептиков, полагавших, что снижение вышеуказанных показателей было связанно с военным временем и уменьшением мужской части населения. Однако только 12% мужского населения было мобилизовано, в результате чего количество преступлений, например, должно было снизиться лишь на 8%, в то время как уже в первые месяцы сухого закона оно сократилось в 2-2,5 раза.

37. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет, причём ослабленных родилось на 8 % меньше. www.wikipedia.org

38. Там же. С. 217.

39. Ф.Г. Углов рассказывает одну историю о том, как в одной семье отец после употребления спиртного становился невменяемым, ругался, бил жену на глазах у маленького сына Павлика. Павлик ненавидел бутылки из-под спиртного, прятал их от отца у себя в шкафу, а отец недоумевал, когда находил их там. Но однажды после очередного шумного скандала отец застал Павлика на балконе, стоящим на стремянке и держащим в одной руке бутылку водки, а в другой молоток. Увидев отца, он побледнел, затрясся и закричал: «Вот сейчас я разобью эту гадину и выброшусь». И действительно, он стукнул по бутылке молотком и разбил её. Отец молниеносно рванулся и успел схватить сына. Он тут же попросил прощения и дал клятву больше не прикасаться к вину, которую сдержал.

40. Там же. С. 140?141.

41. Параллельную рекламу ЛСД и другим психотропным веществам проводили западные психологи, такие как С. Гроф и другие, использовавшие их как для лечения психически больных людей, так и для самоанализа. До сих пор многие психологи искренне верят в эффективность таких методов. Примерно в это же время на Западе возникает увлечение экзотическими эзотерическими практиками, например, шаманизмом и псевдо-йогой, в которых также активно используются психотропные средства. Основным аргументом в пользу употребления психотропных средств как у психологов, так и у адептов шаманизма и псевдо-йоги является возможность «поднимать свой уровень сознания», «проникать в высшие сферы», «общаться с духами». Многие пациенты или участники экспериментов говорили, что они попадали в рай, общались со светлыми силами и т.п. Однако, во-первых, чтобы попасть в высшие сферы, необходимо пройти какое-то очищение, и если человек случайно туда попадает, он в два счёта вылетает оттуда, поскольку нарушает принцип чистоты — «суётся свиным рылом в калашный ряд». Во-вторых, шаманы после такого общения получают какие-то сверхсилы, благодаря которым они излечивают людей, колдуют и т.д., причём сам шаман признаёт, что его тело захватывают духи, а он становится лишь их проводником. На основании этого В.В. Матвеев, автор книги «Религия Бога Быка», делает вывод о том, что алкоголь, табак и другие наркотики являются инструментом подавления и снятия защиты человека от проникновения в него тёмных сил. Если задуматься, как много зла сотворили находившиеся под воздействием разных наркотиков люди, то это вовсе не покажется невероятным. Настоящая йога категорически запрещает употребление табака и алкоголя, так как эти вещества нарушают физиологические процессы в организме, а тело йогина должно работать безупречно.

42. Речь идёт о развенчании мифа о сплочённости овец перед опасностью со стороны хищника, например, волка. Учёные установили, что на самом деле овцы движимы сугубо эгоистическими мотивами, когда сбиваются в кучу. Каждая овца старается оказаться в центре стада, чтобы уменьшить риск быть съеденной. Подобным образом поступают и многие люди.